Муниципальное учреждение культуры

  «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля»

 

Библиотека – филиал № 4

имени В.В. Терешковой

 

Клуб юных любителей астрономии

ЗВЕЗДОЧЕТ

ПроГРАММА на  2022 гг.

Ярославль

Утверждаю:

Заведующий филиалом №4

МУК «ЦСДБ г. Ярославля»

____________________Буянова Г.А.

«____» ______________ 2022г.

 

Районы  работы :

г.  Ярославль,

Кировский  район,

Ленинский  район,

Красноперекопский район.

 

 

Организация – исполнитель :

Библиотека- филиал  № 4 имени В.В.Терешковой   МУК  «ЦСДБ»  г.  Ярославля.

 

 

 

Руководитель  программы :

Зав. отделом :

Сиротинина В.А.    д.т. 45-34-33

                                 р.т. 73-26-60

 

 

Срок  выполнения :

с  1  января  2022 года

по  31  декабря  2022  года.

 

Организатор и разработчик программы:

Библиотека-филиал № 4 им. В.В. Терешковой Муниципального учреждения культуры  «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля».

 

Сроки реализации программы:   2022 г.

 

Адресаты программы:

Программа ориентирована на:

 

  • подрастающее поколение г. Ярославля, в том числе на детей с ограниченными возможностями от 5 до 16 лет;
  • специалистов различных учреждений и организаций, работающих с детьми.

 

Организации, привлекаемые к реализации программы:

 

  • Областное общество любителей астрономии (ЯРОЛА);
  • Планетарий;
  • Музей «Космос» в с. Никульское;
  • Шереметев Центр г. Ярославля;
  • Детская изобразительная студия «Чайка»;
  • Детский центр «Возрождение»;
  • Детские школы искусств г. Ярославля;
  • Средние общеобразовательные школы г. Ярославля, в т.ч. школа № 32 им. В.В. Терешковой, школа № 74 им. Ю.А. Гагарина;
  • Детские дошкольные учреждения г. Ярославля.

 

Цели и задачи программы:

 

Образовательная:

  • формировать у детей условия для устойчивого интереса к астрономии;
  • вооружить детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира;
  • расширить и углубить основы знаний, получить дополнительные знания в области естественных наук:

      — расширять представление детей о многообразии космоса:

      — рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

                        — познакомить детей с тем, что Вселенная – это множество звезд. Солнце-    это самая ближняя к Земле звезда. Уточнить представление о планетах, созвездиях.

— рассказать детям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с летчиками-космонавтами (Ю.А. Гагариным, В.В. Терешковой, А.А. Леоновым и т. д.).

  • изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
  • изучить влияние небесных объектов на Землю;
  • повысить эрудицию и расширить кругозор.

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность и ответственность;
  • воспитывать нетерпимое отношения к невежественным суждениям о мире;
  • воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу

Развивающая:

  • развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
  • развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;
  • развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

 

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 5-12 лет. Количество часов – 12 в год. Занятия проводятся 1 раз в месяц (последняя суббота). Количество учащихся составляет 15-20 человек.

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые проявляют интерес к науке – астрономия, интересуются звёздами, планетами, другими космическими телами и объектами. На занятиях клуба юных любителей астрономии «Звездочет» младшие школьники получат знания о Солнце и солнечной системе, получат представление о Вселенной, галактиках, звёздах, и о том, как человек осваивает космос.

Изучение программного материала проходит на доступном уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.

За основу также взята энциклопедия-интернет «Неизвестные и удивительные факты из серии «Космос», Москва, изд. «Росмэн», 2003г., а также книга «Сказки звёздного неба», автор Дубкова С.И., изд. «Белый город» 2004 г. и компьютерная игровая программа «Дракоша и занимательная астрономия».

 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Ребёнок, который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие школьные предметы

Развитию познавательного интереса, увлечению детей способствуют компьютерные познавательно-игровые программы, интересные сказки звёздного неба и экскурсии.

Данная программа строится на принципах:

  • научности;
  • доступности: которая определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • системности: определяющей взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
  • последовательности.
  • логичности изложения материала.

 

Основные виды деятельности детей: игра, беседа, лекция, навыки дискуссионного общения; опыты; практические наблюдения, решение практических задач, поиск информации, подготовка и представление докладов. Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности.

 

Программа клуба призвана выработать у ребят:

  • стремления к приобретению новых знаний,
  • творческого отношения к делу,
  • умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом
  • умения наблюдать и делать выводы,
  • умения анализировать материалы наблюдений.

 

Обоснование программы

Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.

Для того чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа астрономического клуба нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Изучая эту тему, не нужно забывать о том, что космонавтика – это мир самой передовой науки и техники, мир мужественных и смелых людей, которые поистине совершали и совершают настоящие подвиги, покоряя космическое пространство.

 

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума старших дошкольников и младших школьников.

 

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

Занятия клуба юных любителей астрономии «Звездочет» на 2022 год:

Цикл «Познакомься .. это космос»

 

Январь 2022

«Лунные сказки» Сказочное ассорти

Ф.4

Февраль 2022

«До самой далекой планеты не так уж, друзья, далеко» Косморепортаж (о космодромах)

Ф.4

Март 2022

«В космос приоткрыта дверь» Интерактивный медиа-урок (ко дню рождения Ю.А. Гагарина)

«Хозяйка космоса» Киноклуб (ко дню рождения В.В. Тереш-ковой)

Ф.4

Апрель 2022

«Герои звездных трасс» Урок-знакомство (о космонавтах-юбилярах)

Ф.4

Май 2022

«Небесный зоопарк» Космовернисаж (о созвездиях, к межд дню планетариев 25 марта)

Ф.4

Август 2022

«Космические тайны» Шорт-обзор энциклопедий о космосе

 

Сентябрь 2022

«Жизнь в межзвездной среде» Час информации (к 165-летию К.Э. Циолковского, обзор его книг)

Ф.4

Октябрь 2022

«Искали астрономы подобие Земли…» Космический коллаж (в межд. неделю космоса)

Ф.4

Ноябрь 2022

«Люди и крылья» Комментированное чтение книги Л.Я. Гальперина

Ф.4

Декабрь 2022

«Гирлянда звезд для детишек» Поэтическая космогостиная

Ф.4

 

«Хочу всё знать о космосе» Космовидеосалон

 

Всего выставок:

10

 

Всего мероприятий:

 

 

 

Руководитель программы:

Заведующая отделом библиотеки-филиала №4

Сиротинина В.А. _______