МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля»
Библиотека – филиал № 4 имени В.В. Терешковой
Программа на 2021 год
Ярославль 2021
Утверждаю:
________________________
Зав. филиалом Буянова Г.А.
Районы работы: | г. Ярославль, Кировский район, Ленинский район. |
Организация – исполнитель: | Детская библиотека – филиал № 4 имени В.В. Терешковой МУК «ЦСДБ» г. Ярославля. |
Руководители программы: | Библиотекарь: Карасева Н.Ю. р.т. 73-26-60 |
Срок выполнения: | с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года. |
Адресаты программы:
Программа ориентирована на:
- подрастающее поколение г. Ярославля.
- специалистов различных учреждений и организаций, работающих с детьми.
Информационная карта программы
1 | Наименование муниципального учреждения, представившего программу | МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля». Детская библиотека-филиал № 4 им. В.В.Терешковой |
2 | Полное название программы | «Космос глазами ученых» |
3 | Сроки и место проведения | Январь – декабрь 2021г. детская библиотека № 4 |
4 | Автор программы | Карасева Наталья Юрьевна, библиотекарь |
5 | Руководитель программы | Карасева Наталья Юрьевна, библиотекарь |
6 | Форма проведения | Сбор и систематизация электронных статей по астрономии, авиации и космонавтике, массовые мероприятия |
7 | Цель программы | Сбор наибольшего количества печатных материалов по космосу в библиотеке – филиале №4 им. В.В. Терешковой |
8 | Источники и сумма финансирования | Запрашиваемая сумма – 15 000р. Внебюджетные средства – 5 000р. |
9 | Общее количество участников | |
10 | История осуществления программы | |
11 | Наиболее важные публикации о программе | |
12 | Особая информация | |
13 | Адрес организации | 150054 г. Ярославль, пр. Ленина 59 |
14 | Телефон, факс, e–mail | (4852) 73-26-60; e-mail: csdbf4@mail.ru |
Дата заполнения информационной карты | Декабрь 2020 |
I. Структура программы:
- Пояснительная записка
О популяризаторской роли книг и журнальных статей, практически единственного источника знаний до ХХ века, когда появились научно-популярные журналы и синематограф, не стоит и говорить. Те, кто заложил основы теоретической и практической космонавтики, зачитывались в детстве фантастическими книгами Жюля Верна, Герберта Уэллса и других писателей-фантастов. Вот как начинает К. Э. Циолковский заключительный выпуск своего труда «Исследования мировых пространств реактивными приборами» (1925): «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не привела, если бы не встретила помощь со стороны науки».
Начало любой научной, конструкторской или исторической работы – это, прежде всего, работа с литературой, первоисточниками. То есть изучение всего того опыта, который был накоплен предыдущими поколениями и аккумулирован в книгах. Не зря старинная мудрость гласит: «Всё новое – это хорошо забытое старое».
- Актуальность проекта
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, должен вызывать интерес у детей и давать возможность многосторонне развивать личность школьников.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Собирать и сохранить максимально возможный объём информации по астрономии, авиации и космонавтики является актуальным для библиотеки, носящей имя первой женщины – космонавта Валентины Владимировны Терешковой.
- Цель проекта
- Создание электронных материалов (научные статьи, книги, материалы по сайтам интернета) по астрономии, авиации и космонавтики путем сканирования и копирования
- Формирование и ведение электронной базы данных вышеуказанных электронных материалов
- Задачи
- Привлечение детей и молодежи к чтению литературы по астрономии, авиации и космонавтике;
- Развитие интеллектуально-познавательной активности детей и молодежи;
- Развитие и укрепление системы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи;
- Популяризация фонда естественнонаучной тематики, книг по астрономии и космонавтике;
- Создание условий для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе;
- Приобретение литературы по астрономии, авиации и космонавтике.
- Предполагаемый результат
- Формирование фонда литературы по астрономии, авиации и космонавтике.
- Привлечение в библиотеку подростков увлеченных космонавтикой;
- Сотрудничество и координация деятельности с организациями города и области по работе с молодежью;
- План – график мероприятий:
Наименование мероприятия | Форма | Возраст | Сроки | Ответственные |
Сбор и систематизация электронных статей по астрономии, авиации и космонавтике | Сканирование, копирование, база данных | 4-11 кл., взрослые | Январь – декабрь 2021 года | Ф.4 |
«Герой Юрий Гагарин – первооткрыватель космического пространства» | Как это было | 4-11 кл., взрослые | Март 2021 | Ф.4 |
«Человек в космосе» – к 60- летию полёта Ю.А. Гагарина | Викторина | 4-6 кл., | Апрель 2021 | Ф.4 |
«Загадки космоса» | Информ –досье | 4-11 кл., взрослые | Апрель 2021 | Ф.4 |
«И космос покорился женщине» | Хронограф , к дате полёта В.В. Терешковой | 4-11 кл., взрослые | Июнь 2021 | Ф.4 |
«Экспонаты музея космоса» | Видео путешествие в Музей Космоса в Никульском, Всемирная Неделя космоса | 4-11 кл., взрослые | Октябрь 2021 | Ф.4 |
«Космические открытия» | Выставка электронных статей | 4-11 кл., взрослые | Декабрь 2021 | Ф.4 |
Библиотекарь филиала № 4 ___________ Карасева Н.Ю.
Детская библиотека-филиал № 4 им. В.В.Терешковой
МУК «Централизованная система детских библиотек города Ярославля»
СМЕТА
расходов по программе
«Космос глазами ученых»
Наименование расходов | Расчет затрат | Всего (в рублях) | Финансирование из городского бюджета | Привлеченные средства | |
1 | Заработная плата и гонорары (включая налоги) | – | – | – | |
2 | Командировочные и транспортные расходы | – | – | – | |
3 | Приобретение внешнего жесткого диска 3-4 терробайта | 10 000 | – | 10 000 | |
4 | Приобретение литературы | 8 000 | – | 8 000 | |
5 | Издательские расходы (включая расходные материалы) | 2 000 | – | 2 000 | |
Итого: | 20 000 | – | 20 000 |
Библиотекарь филиала № 4 ___________ Карасева Н.Ю.