Павел Сухой – неудержимый экспериментатор

На небольшой, окруженной зеленью площади в Гомеле стоит памятник Павлу Осиповичу Сухому, совтскому авиаконструктору. Он родился 10 (22) июля 1895 года в белорусской деревне Глубокое, вблизи Витебска. В 1900 году семья переехала в Гомель, где Павел начал учиться в железнодорожной школе. 16 августа 1905 года он поступил в гомельскую гимназию, которую окончил с отличием. В этом же году сдал вступительные экзамены в Императорское высшее техническое училище в Москве (сейчас Технический университет им. Баумана) и закончил его в 1920году После университета он начал работать в конструкторском бюро Туполева в должности инженера-конструктора. Приобретенный опыт позволил ему начать работу по первому самостоятельному проектированию самолета – модели АНТ-5 (Джей-4).

В 1923 году Сухой стал руководителем конструкторской группы, состоявшей в основном из молодых талантливых конструкторов. Группа Сухого сконструировала самолет АНТ-31 (джей-14), АНТ-25, многоцелевой самолет Су-2, экспериментальные истребители Су-5 и Су-7, штурмовики Су-6 и Су-8. в 1946 году появился реактивный истребитель, оснащенный двумя двигателями РД-9, названный Су-9. После закрытия конструкторского бюро Сухого в 1949 году, Сухой возвращается на работу к Андрею Туполеву, занимается организацией летно-доводочных работ, испытанием и внедрением в серию самолетов.

Призванием Павла Сухого проектирование новых самолетов-истребителей, ему нравилось заниматься аэродинамикой больших скоростей. За свои новаторские разработки Сухой в 1955 году стал лауреатом Ленинской премии. Два года спустя летчик-испытатель Коравушкин, летая на новейшей модели Сухого с изогнутыми крыльями (Су-7), достиг высоты 19323 м и скорости 2,07 км/час. За эту работу Сухому было присвоено звание Героя Социалистического труда. Новую модель Сухого – самолет Т-341 – испытывал летчик-испытатель В.С. Ильюшин, он достиг высоты 28852 м и скорости 2337 км/час.

В 1965 году Павел Сухой создал два истребителя-бомбардировщика Су-17 и Су-22, которые стали вершиной и одновременно концом его конструкторской карьеры.