Кужельная Надежда

За всю историю советской и российской космонавтики только четыре женщины побывали в космосе ­ Валентина Терешкова (1963 г.), Светлана Савицкая (1982 г., 1984 г.) Елена Кондакова (1994 г., 1997 г.) и Елена Серова (2014 г.). До неё 10 лет ждала своего первого старта к звёздам криворожанка Надежда Кужельная ­ космонавт-­испытатель ракетно­космической корпорации «Энергия». Но первой российской женщиной­-космонавтом XXI века она так и не стала.

Надежда Кужельная

Это самое небо распахнуло для нее свои объятия в начале восьмидесятых годов, когда выпускница криворожской средней школы №86 уехала учиться в Днепропетровский инженерно­строительный институт (ДИСИ). Грезившая небом студентка Кужельная учебу в вузе совмещала с посещением местного авиационно-­спортивного клуба ДОСААФ ­ будущий инженер­-строитель училась летать на планерах и прыгать с парашютом, о чем свидетельствуют выполненные ею 2­-й и 3-­й спортивные разряды. Уже тогда Надежда твердо решила: буду летать! И сделала все, чтобы исполнить заветную мечту. В 1984 году, после окончания трех курсов ДИСИ, она добивается невозможного ­ перевода в легендарный МАИ ­ Московский авиационный институт, который готовил кад­ры для аэрокосмической отрасли. Учиться пришлось практически с нуля. Ведь выбор пал на специальность «Динамика полета и управление». Это был второй, более важный шаг к осуществлению своей девичьей мечты ­ стать космонавтом. Первый ­ сделала в небе Подгородного ­ пригорода Днепропетровска, где находился аэродром авиационно­спортивного клуба ДОСААФ.
Престижный столичный вуз она окончит лишь в 1988 году. К тому времени ее бывшие однокурсники по ДИСИ, получив распределение, разъехались по необъятным просторам Советского Союза и уже два года как трудились на стройках социализма. А вот Надежда Кужельная с дипломом инженер-а­системотехника стала сотрудником НПО «Энергия» имени С.П. Королева ­ ведущего предприятия ракетно-­космической промышленности СССР. Именно здесь, на земле, начинается космос. Для непосвященных: НПО «Энергия» ­ один из двух (наряду с НПО машиностроения/ОКБ­52) разработчиков полного спектра ракетной и космической техники ­ ракет­носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей, военных баллистических, крылатых и прочих ракет. А еще при предприятии был отряд космонавтов. Так что применить свои знания, полученные в МАИ, выпускнице Кужельной было где.

В ШАГЕ ОТ ЗВЁЗД
Вся атмосфера космической корпорации не только пробудила к жизни, а сделала реальностью давнюю девичью мечту ­ полететь к звездам. Проработав пять лет инженером в различных отделах «Энергии», Надежда откликнулась на призыв вступить в ряды покорителей космоса.
12­й набор в отряд НПО «Энергия», состоявшийся в 1994 году, начался за несколько лет до этого. Сначала инженерам предстояло пройти медицинское обследование в Институте медико-­биологических проблем. Оно проходило в несколько потоков. И лишь двое из кандидатов в космонавты ­ Михаил Рюмин и героиня нашего рассказа, получили допуск Главной медицинской комиссии (ГМК) к специальным тренировкам. А на следующий год, 1 апреля, ей сообщили вовсе не шуточную новость ­ решением Государственной межведомственной комиссии она отобрана в отряд космонавтов РКК «Энергия» (отдел 291).
И вот легендарный Звездный городок. В Центре подготовки космонавтов им. Юрия Гагарина Надежде предстояло пройти двухгодичную подготовку. 25 апреля 1996 года после сдачи зачетов решением Межведомственной квалификационной комиссии Н.В. Кужельной присвоили квалификацию «космонавт­- испытатель». Так в отряде космонавтов появился новый претендент на полет к звездам.
О высоком профессионализме криворожанки можно судить по такому факту. За два года она прошла подготовку по программам полета на орбитальные станции «Мир» и МКС. 28 июля 1997 года решением ГМВК ее утвердили бортинженером основного экипажа 1­-й российской экспедиции посещения МКС вместе с Талгатом Мусабаевым (с целью испытания корабля «Союз ТМ­А»).
Начало 1999 года ознаменовалось для нее рождением дочери Екатерины. Декретный отпуск был непродолжительным. В апреле она уже вся в работе и не теряет надежды полететь на МКС.
В декабре 2000 года в связи с переформированием экипажей она остается не у дел. Спустя пять месяцев новое назначение ­ бортинженером во второй (дублирующий экипаж) 2­-й экспедиции посещения МКС вместе с Сергеем Залетиным.
Затем ее фамилия значилась в списке дублирующего экипажа пассажирского транспортного пилотируемого космического корабля «Союз ТМ­33». К тому времени космос стал коммерческим. А потому на «челноке» одно из двух мест, предназначенных бортинженерам, за немалые деньги «резервировали» для иностранцев.
28 апреля 2001 года вместе с Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным в качестве первого в мире космического туриста за 20 млн долларов на МКС отправился американский мультимиллионер итальянского происхождения Деннис Тито. В том же году 21 октября на российском «космическом такси» на орбиту доставили француженку Клоди Эньере (ее дублершей была Надежда Кужельная). Не нашлось места нашей землячке в «Союзе» и 25 апреля 2002 года. В космос отправился обеспеченный космический турист №2 ­ гражданин ЮАР Марк Шаттлворт… А за Надеждой Кужельной прочно закрепилось прозвище «вечный дублер». Или, если хотите ­ «нелетавший космонавт», как значится в энциклопедиях. Нет ничего грустнее этого словосочетания…
С КОСМОСОМ ПРИШЛОСЬ РАСПРОЩАТЬСЯ
Вершина карьеры космонавта ­ полет в космос. Годами ждать своей очереди, но так и не полететь ­ это очень тяжелая нагрузка, которую выдержат немногие. Невыносимо больно, когда стремительный путь к орбитальному вояжу дает сбой. С продажей мест на кораб­лях «Союз ТМ» прервалась не только блистательная карьера Надежды Кужельной. Большинство космонавтов могли отправиться в космос только в кресле командира корабля, а для этого, как ни парадоксально, требовался опыт космических полетов!
В 2004 году после многих лет изнурительных тренировок, напряженных занятий, выматывающего нервы ожидания единственная на то время в космическом отряде женщина ­ Надежда Кужельная, увольняется из «Энергии». С космосом она была вынуждена распрощаться, так и не поработав на орбите. От занимаемой должности космонавта-­испытателя освободили в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (в неполные 42 года). Ее собратьев ­ не летавших космонавтов, ранее увольняли с формулировкой «за невозможностью использовать».
А могла бы иначе сложиться судьба Надежды? В начале этой статьи мы назвали фамилии прославленных героинь космоса. Их всего четыре: Терешкова, Савицкая, Кондакова, Серова. С биографией первой в мире женщины-­космонавта, ивановской ткачихи «Чайки» (позывной Терешковой) люди старшего поколения мало­мальски знакомы. А кем были остальные? На орбитальную станцию «Салют-­7» дважды слетала Светлана Савицкая ­ дочь маршала авиации Евгения Савицкого. В конце 80­х годов лавры «звездной» женщины достались Елене Кондаковой ­ жене космонавта Валерия Рюмина, заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». Она провела на «Мире» 169 суток, хотя имела медицинские противопоказания. А чтобы не было лишних разговоров за ее спиной, всех остальных ранее набранных космонавток «сократили» как бесперспективных… Второй раз Кондакова отправилась на «Мир» уже на американском корабле многоразового использования «Атлантис». Светлана и Елена время от времени обмениваются «уколами», выясняя, кто же из них попал в космос по большему блату?
Четвертая «звездная женщина», Елена Серова ­ специалист «Энергии». До полета в космос работала в Центре управления полетами. Ее муж Марк Серов ­ космонавт.
Итак, чтобы слетать на орбиту, женщине-­космонавту нужно было иметь влиятельных протеже ­ папу или мужа. А что же наша героиня? Отец Нади был водителем. Муж ­ военный летчик. Работал в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. После рождения дочери подал в отставку, взяв на себя домашние заботы, чтобы жена могла осуществить мечту. Увы, не сбылось…

КОСМИЧЕСКАЯ ПИЛОТЕССА «АЭРОФЛОТА»


И все же небо протянуло Надежде Кужельной руку. Не стоит забывать, что и в Днепропетровске, и в Москве она посещала аэроклубы. Летала на самолетах Як-­52, Як­-55, Су-­26, Су­-29, Л­39, Як­18­Т. Выступала в женской пилотажной группе при ОКБ имени Сухого.
Видимо, понимая, что в космосе она может и не побывать, Надежда решила подстраховаться и поступила заочно на учебу в Ульяновское высшее авиационное училище, чтобы, в случае чего, связать свою жизнь с гражданской авиацией. Так на самом деле и произошло. Сегодня она единственная в мире действующая пилотесса с дипломом космонавта! Работая в компании «Аэрофлот», освоила три типа самолетов: ТУ­134, аэробусы 320, 330. Первый пилот Кужельная считает, что сидеть за штурвалом современного гражданского авиалайнера не менее престижно, чем быть космонавтом. Да и звезды почти рядом. Главное, она никогда не теряла надежды быть ближе к небу. Почему задуманное сбылось? Да, наверное, потому, что надежда исходит из ее имени, которым при рождении нарекли ее родители…