История науки и техники знает немало примеров плодотворного сотрудничества одаренных людей. Совместная работа Микояна и Гуревича – один из таких примеров.
В маленьком горном армянском селение Санаин 5 августа 1905 года в семье плотника Ованеса Микояна родился второй сын Анушаван. Он учился в Тбилиси, потом закончил техническое училище в Ростове-на-Дону, продолжил учебу в Москве и одновременно работал токарем на заводе «Динамо». После службы в армии поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. С этого и начался его долгий путь авиационного конструктора. Микоян вместе со своими товарищами построил легкий спортивный планер, снабдив его двигателем мощностью в 18 лошадиных сил. Оборудованный винтовым пропеллером, он вызвал восхищение и был технологической новинкой.
После окончания академии в 1937 году Микоян приступил к работе в авиационном конструкторском бюро под руководством Николая Николаевича Поликарпова. Именно там он познакомился с Михаилом Гуревичем, помощником генерального конструктора.
Михаил Гуревич, уроженец украинского села Рубанщина, после окончания средней школы изучал математику в Харьковском университете, потом продолжил обучение в Академии аэронавтики во Франции. По возвращении в Россию он собирался работать в конструкторском бюро под руководством Поля Ричарда. Через некоторое время стал работать над созданием атакующего истребителя в ЦАГИ. В 1939 году Микоян был назначен помощником генерального конструктора по разработке истребителя И-153.
Конструкторы разработали проект быстрого, с большим потолком высоты истребителя И-200, почти сразу же принятого и рекомендованного к производству. После испытательных полетов, он был переименован в МиГ-1. Доработанная версия самолета (скорость 651 км в час и высота 7900 м) получила имя МиГ-3.
В марте 1942 года Микоян был назначен директором и генеральным конструктором экспериментального завода. Следующая модель конструкторов – МиГ-9 (высота 14100м и 730 км в час) – позволила стать Микояну членом-корреспондентом АН СССР. Одновременно с машиной конструктора Яковлева Як-15, появляется модель МиГ-15, принесшая создателям мировую известность.
Далее последовали модифицированные версии истребителя: МиГ-17 (скорость 1114 км в час, МиГ-17ПФ (оборудован радиолокационной станцией), МИГ-19 (1663 км в час и угол размаха крыльев 58 градусов), МиГ-21 (угол размаха 60 градусов и преодоление двух скоростей звука) и Миг-23 (истребителей с изменяемой в полете геометрией крыла).
В 1971 году бюро было присвоено имя одного из создателей знаменитого МиГа.