Алексей Дмитриевич Гаранин родился 28 марта 1921, д. Плотниково (ныне Ордынского района Новосибирской области) в семье крестьянина. После окончания семи классов сельской школы, окончил школу ФЗУ и работал токарем на станции Монино, параллельно учась в филиале Ногинского аэроклуба в посёлке Чёрное. В сентябре 1938 года Ногинским военкоматом Гаранин был призван на военную службу и направлен в Новосибирскую авиашколу.

 С июня 1941 года Гаранин поступил в действующую армию и участвовал в первых налётах советской авиации на города Германии в сентябре 1941 года, став одним из пионеров советской авиации дальнего действия.

 Гаранин Алексей Дмитриевич – замечательный организатор и воздушный боец. Много раз водил звено в бой, личным примером воодушевлял людей на подвиги. Его звено сделало 380 боевых вылетов. Самые ответственные задания выполняло звено старшего лейтенанта Гаранина, оно являлось примерным звеном в эскадрильи.

 01 июня 1942 г. бомбардировал бензосклады в поселке им. Фокино (ж.-д. ст. Брянск-2). Несмот­ря на сильно противодействие заградительной армии противника, освещение семью прожекто­рами и патрулирование двух истребителей про­тивника – цель отыскал и точно вывел самолет. В результате бомбардирования возникло три больших пожара.

 04 июля 1942 г. бомбардировал железнодо­рожный узел г. Орла. Несмотря на интенсивный заградительный огонь противника, освещение 10 прожекторов, а также на сложные метеоусло­вия – боевое задание выполнил отлично. В резуль­тате бомбометания возникли сильные взрывы и два пожара, зарево одного из них было видно на 50 километров.

 06 июля 1942 г. бомбардировал железнодорожный узел г. Курска. Боевое задание выполнено в исключительно сложных метеоусловиях, когда другие экипажи принуждены были бомбить запасную цель.

 08 июля 1942 г. летал первым на боевое задание по бомбардировке железнодорожного узла Курска. Несмотря на интенсивные действия противовоздушной обороны противника и сложные метеоусловия, цель была найдена и подожжена, что создало возможность следующим экипажам вести прицельное бомбардирование.

 11 июля 1942 г. бомбардировал железнодорожный узел Брянск-2. Несмотря на сильное действие заградительной армии противника, освещение 10 прожекторов и сложные метеоусловия, отыскал цель и отлично отбомбил ее. В результате бомбометания возникло три больших пожара.

 12 июля 1942 г. бомбардировал аэродром г. Курска. В исключительно сложных метеоусловиях отыскал цель и прицельно отбомбил ее, тогда как другие экипажи бомбардировали запасную цель. В результате бомбометания возникло 3 пожара на аэродроме.

 13 июля 1942 г. бомбардировал скопление войск противника в г. Богучаре.

 18 июля 1942 г. бомбардировал военно-промышленные объекты в г. Кенигсберге.

13 сентября 1942 г. бомбардировал военно-промышленные объекты в г. Бухаресте. В результате меткого сбрасывания смертоносного груза возникло 2 пожара и сильный взрыв.

 С 17 сентября летал на выполнение боевого задания по разгрому группировок противника в районе г. Сталинграде, делая по два вылета в ночь.

 21 сентября 1942 г. бомбардировал скопление войск противника в районе Сталинграда.

 23 сентября 1942 г. экипаж бомбардировал скопление мотомехчастей противника на железно­дорожной станции Лихая. В результате бомбоме­тания возникло 7 пожаров.

Из письма Алексея Дмитриевича Гаранина:

«16 августа 1942 года.
Здравствуйте, милая мама, Миша, Нина, Сережа и маленькая Аля!
Сейчас я лежу, отдыхаю и слушаю радио, где рассказывают о нас, о наших героях тыла и фрон¬та. В эту минуту мне врезалась мысль – мысль об отце, мысль о родном русском народе, героичес¬ки борющемся за независимость, за свободу.
Мама! Сейчас я вспоминаю былые дни мир¬ного времени, когда даже наша семья при одном рабочем человеке жила счастливой жизнью, ве¬селилась, и жили все-таки неплохо. А сейчас, ког¬да озверелый враг напал на нашу любимую Роди¬ну, на наш свободолюбивый народ, судьба нашего народа стала – «умереть или победить», возроди¬лась ненависть.
…Я, конечно, всю свою ненависть вклады¬ваю во врага. Значит, надо работать, значит, надо его бить. «Убей немца, убей его пулей, убей его бомбой, убей его хорошей работой для фрон¬та в нашем тылу» – вот что просит наша Ро¬дина, вот что просит наш народ, мать, брат, сестра.
Крепко целую вас всех.
Мой адрес старый.
Леня».

В ночь на 28 июня 1943 года Гаранин, командуя бомбардировочным авиационным полком, выполнял боевое задание в районе железнодорожной станции Орша. Зенитным огнём самолёт был сбит. Существуют различные версии: о спасении лётчика, о падении (направлении) самолета, как на железнодорожные составы, так и на склады с боеприпасами (наиболее распространённая версия — Герой СССР не мог поступить по-другому), а также — как факт — о пропавшем без вести А. Д. Гаранине, что является более достоверным. Потому как, несмотря на проводившиеся поиски после войны, никакую из указанных версий подтвердить не удалось.

 За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и героизм заслужил высокую правительственную на¬граду – присвоение звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 г.).

 Именем героя названы улицы в Новосибирске (на улице установлена мемориальная доска) и селе Верх-Ирмень Ордынского района. Имя Героя Советского Союза А. Д. Гаранина присвоено ордынской средней школе № 1 и средней школе № 180 г Новосибирска. Имя Гаранина увековечено на Аллее Героев у Новосибирского Монумента Славы и в Ордынском мемориальном парке героев-земляков. В городе Орша именем Гаранина назван проезд.