“Знаем ли мы права детей?”

Ребенок  – гражданин России. И у ребенка, как и у любого человека, есть гражданские обязанности и права. Но права особые. Это – «Права ребенка». Они дают преимущество перед взрослыми. Они защищают ребенка  от несправедливости.

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Социально-правовая охрана – это контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям.

Согласны ли вы с высказыванием?

«У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью»;

 «Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это   противоречит его наилучшим интересам».

Нормативные основы защиты прав детей

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине 19 века. На страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей. Наиболее значимым событием в то время, связанным с защитой прав детей, стало создание Лигой Наций в 1919 году Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации, работающие под созданием социальных стандартов защиты прав детей. И вот Международный союз спасения детей разработал Декларацию прав ребенка. А в 1923 году эта Декларация была принята Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Как необходимость разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959 г.)

– Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Значение этого документа в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный в пять лет рассматривать доклады о принятых мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения юридическое право:

– на воспитание;

– на развитие;

– на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В Конвенции представлено:

– право на охрану здоровья;

– право на образование;

– право на участие в играх;

-право на сохранение своей индивидуальности;

-право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отношения.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Согласно Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Для развития механизма реализации прав ребенка принят целый ряд законодательных актов:

– Семейный Кодекс РФ;

– Закон «Об образовании»;

– Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами.

Правильные ответы к высказываниям:

– Ответ: это высказывание неправильное. Ст. 2 Конвенции о правах ребенка говорит, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите;

– Ответ: Ст. 9 Конвенции о правах ребенка гласит: «Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка». Ребенок также имеет право сохранить связь с любым родителем в случае разлучения.

Но у ребёнка в семье есть не только права, но и свои обязанности. Мы же знаем, что каждое право порождает обязанность. Родители вправе рассчитывать на помощь со стороны детей, например, по уборке комнаты, мытью посуды, на даче и т. д.
Но бывает и так, что дети не выполняют свои обязанности. И это неправильно! Есть обязанности и у родителей, про которые порой они также забывают.
В заключение предлагаем  несколько важных правил:

– чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы человек хотел и умел их защищать;

– ваши права действительны только в том случае, если вы не нарушаете права других людей: если сегодня вы нарушаете чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт вашими правами и нарушит их;

– каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.