«Мы живем более  жизнью

космоса, чем жизнью Земли»

К.Э.Циолковский

Основоположником  теоретической космонавтики по праву считают Константина Эдуардовича  Циолковского (5(17).09.1857 – 19.09.1935), который не только разработал конструкцию современной ракеты, но и разработал принцип управления ею, теорию ее полета, которую изложил в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами

Он родился в тихой, провинциальной Рязани. В детстве « …любил мечтать и даже платил младшему брату за то, чтобы он слушал мои бредни…прыгал с забора, чтобы полететь».

В 9 лет мальчик тяжело заболел скарлатиной и оглох. Сверстники  его сторонились и наделяли его обидными прозвищами. «Наступили самые грустные, самые темные времена моей жизни».

Во втором классе гимназии его оставили на второй год, из третьего – выгнали совсем.  «Видно, нет у тебя способностей к наукам. Ни ученого, ни чиновника из тебя все равно не выйдет, лучше тебе стать хорошим мастеровым», – таков был приговор директора гимназии.

Он «…вынужден был променять плохие отношения с учителями на многолетнюю дружбу с книгами», в одной из которых он впервые столкнулся со словом «аэростаты».  В маленьком провинциальном городе книг для учебы не хваталоОтсутствие необходимых книг  заменяли размышления «о сообщении с мировым пространством…».

Мальчик занимался дома под руководством мамы, которая с небывалым терпением помогала преодолевать все трудности. У него появилось сильное желание «искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презренным».

Мама умерла, когда Косте было всего 13 лет. С отцом отношения не складывались.

Он самостоятельно сделал  астролябию, токарный станок, экипаж с паровой машиной. И станок, и  машина, и астролябия работали!

Отец, наконец-то, поверил в его способности и отправил в Москву в университет, о котором пришлось вскоре забыть: у него не хватало денег даже на извозчика.

Его университетом стала Румянцевская библиотека, в которую он приходил первым, а уходил последним.

Самостоятельно были пройдены университетские курсы математики, физики, химии, астрономии…механики.  Он жил впроголодь. Деньги, посылаемые из дома, тратились на книги, химикаты, приборы. Но скоро и они иссякли. Постаревший отец не мог материально поддерживать юношу, и ему пришлось возвратиться домой, чтобы зарабатывать на жизнь репетиторством, а затем преподаванием в уездной школе. Но со своей мечтой он не расстался: все свое скромное жалованье Константин тратил на книги и приборы для исследований.

Для учеников Константина Эдуардовича математика стала любимым предметом, а комната учителя, где ребятам разрешалось не только посмотреть, но и пощупать глобус и барометр, готовальню и большущий циркуль, – любимым местом.

На протяжении 45 лет он заносил свои наблюдения в тетрадь. В ней   – рассуждения и рисунки о маятнике и усиленной тяжести, невесомости и перегрузкахпрообраз искусственного спутника Земли. Даже теперь  многие задумки из заветной тетради ждут своего часа! Летом 1924 года он написал статью «Космический корабль». Опубликована она была только через 30 лет! Им  была описана большая ракета для длительных полетов в научно – фантастической повести «Вне Земли».

Работы провинциального учителя попали в Петербург, в Русское физико-химическое общество, основанное Д.И. Менделеевым, на заседании которого было отмечены способности и трудолюбие автора. Циолковский был избран членом Русского физико-химического общества.

Циолковский предсказал:

·      делимость атома и элемента атома-электрона.

        «Атом есть целая вселенная, и он так же сложен, как космос»;

·       изобретение скафандра и модуля для обеспечения  

        жизнедеятельности космонавтов;

·       искусственный спутник Земли;

·       многоступенчатую ракету;

·       жидкостный ракетный двигатель, использующий ядерный

        распад;

·       безопасность авиатранспорта. «Аэроплан будет самым 

·       безопасным способом передвижения»;

·       «выдвигающиеся внизу корпуса колеса» – прообраз колесного шасси;

·       появление лазера;

·       появление счетно-вычислительной техники;

·       установку гравитрон, построенную американцем Уолтоном 60 лет спустя;

·       изобретение транспорта на воздушной подушке;

·       возможность подводного погружения на несколько километров;

·       целесообразность использования энергии морских волн;

·       изобретение устройства для орошения пустынь;

·       использование солнечной энергии в народном хозяйстве;

·       бассейн, наполненный жидкостью чуть большего удельного веса, чем вода, имитирующий  состояние невесомости;

·       центрифугу, позволяющую подготовить космонавта к перегрузкам;

·       смену состояния невесомости и перегрузок, происходящую с периодичностью в 10 мин;

·       холодильно- сушильные агрегаты, регулирующие влажность на космических станциях;

·       непригодность чистого кислорода для использования в  космических кораблях (игнорирование  этого привело к гибели первого экипажа «Аполлона» в 1967 году);

·       создание на борту корабля замкнутого экологического цикла;

·       трудности, которые испытывал Алексей Леонов, первый из землян, познавший открытый космос;

·       гироскоп, без которого немыслима работа не только ракет, но и современных самолетов;

·       ориентацию космического корабля по солнцу;

·       использование графитовых рулей в горячем потоке газов;

·       ракетные капсулы;

·       опасности, связанные с нагревом космических кораблей при входе в плотные слои атмосферы;

Он сконструировал прототипы некоторых из этих устройств.

В 1954 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений».

В Калуге и Москве сооружены памятники ученому. Создан дом-музей в Калуге, где он жил и работал до конца своих дней.

Его имя носят: Музей истории космонавтики, Педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт, кратер на Луне.

                                       *     *     *

       Нас невзгоды бросали

       С крутизны, с высоты.

       И сквозь нас прорастали

       Полевые цветы.

       Отпевали нас трубы,

       Медь литая литавр.

       Ох, как долго и трудно

       Мы учились летать!

       Метеором сгорали,

       Чтоб другие смогли

       По гудящим спиралям

       Провести корабли,

       Чтоб в бескрайние сини

       Переброшен был мост…

       Мы собою мостили

       Дорогу до звезд.