14 января – день памяти Сергея Павловича Королева

Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя – Сергей Павлович Королёв. Наверное, не было до него на Земле другого такого человека, который бы так любил небо. Инженер-конструктор и ученый, основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых ракет носителей и пилотируемых космических кораблей Сергей Королев, биография которого состоит из взлетов и падений, ушел из жизни всего в 59 лет.

Сергей Павлович Королев родился в семье учителей 12 января 1907 года в городе Житомир. Ребенком он жил то с родителями в Киеве, то в Нежине у бабушки с дедушкой со стороны матери. В Нежине маленький четырехлетний Сережа первый раз в жизни увидел самолет и человека, который им управлял – пилота Уточкина. Это событие сильно впечатлило мальчика, он тогда осознал, что не только птицы могут летать.

Перед самой революцией Сергей с мамой и отчимом перебрались в Одессу. Там он пошел в первый гимназический класс. Но проучился он недолго, после революции ее закрыли. Домашнее обучение продолжалось, пока в Одессе в 1922 году не открылась стройпрофшкола. Преподавать в нее пригласили лучших профессоров и доцентов одесских ВУЗов. Юный Королев учился с увлечением, он успевал и по основному курсу, и по различным дополнительным. Ещё в школьные годы Сергей заинтересовался новой для того времени авиатехникой, у него все получалось в силу исключительных способностей. Он не был первым учеником, но многое знал и умел. Школа дала прекрасное образование, после ее окончания можно было поступить в любой институт страны без экзаменов.

В 1923 году правительство призвало народ приступить к созданию в стране Воздушного флота. Сергей Королёв сразу же начал заниматься в планерном кружке, не прошло и трех месяцев, как его назначили лектором. Юный Королев проводил с рабочими занятия по планеризму. Для этого он самостоятельно изучал специальную литературу на русском и немецком языках. В 17-летнем возрасте пришел первый успех. Компетентная комиссия рекомендовала к постройке его проект летательного аппарата оригинальной конструкции. Став студентом Киевского политехнического института Сергей Королев, вновь занимался в планерном кружке, где самостоятельно спроектировал несколько летательных аппаратов.

В 1926 году Сергей Королев перебрался в Москву в качестве студента на третий курс МГТУ им. Баумана.

В Москве будущий главный конструктор космических аппаратов вновь занимается в планерной школе, даже получает звание пилота планериста и продолжает разрабатывать оригинальные планеры и легкие самолеты.

Королев учится в Московской школе летчиков Осоавиахима, заканчивает ее с отличием и получает квалификацию “летчик”. Дипломный проект на тему «Легкий самолет СК 4» молодой ученый написал и защитил под руководством Андрея Туполева, получив свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации “инженер аэромеханик”. Сергей Павлович Королев и дальше бы продолжал свою карьеру авиационного конструктора, в этой области проявились его незаурядные способности. Однако на его пути повстречался Константин Эдуардович Циолковский. Их беседа полностью перевернула жизнь молодого ученого. Авиаконструктор принял идею в возможность полетов в космос и посвятил всю свою дальнейшую жизнь строительству ракет.

Важнейшее место в становлении Королева как отца отечественного ракетостроения и космонавтики занимает Фридрих Артурович Цандер. Они вместе входили в московскую ГИРД (группу изучения реактивного движения), которая стала впоследствии ядром первого в мире Реактивного НИИ. Работали они на энтузиазме, и достигли удивительных результатов. За поразительно короткий срок — всего два года — они проделали путь, на который у американских и немецких исследователей ушло от 5 до 10 лет. Большинство работ, выполненных в МосГИРД, навсегда вошло в историю со словами “впервые в мире”, “впервые в СССР”.

Циолковский и Цандер расширили видение Королева, его поглотили мысли о полётах в космос, он начал разрабатывать принципы реактивного движения.

Все это не могло не повлиять на дальнейшее развитие ракетно-космической техники и космонавтики в СССР.

Сразу же после войны почти 2 года Королев находился в командировке в Германии, он изучал немецкие трофейные ракеты ФАУ. В 1946 Королева назначают одним из главных конструкторов в специальном конструкторском бюро НИИ № 88 в подмосковном Калининграде. Там сначала воспроизводят и испытывают немецкую ФАУ, затем А 4 из трофейных узлов, и наконец ракеты БРДД Р 1 из своих узлов и материалов собственных разработок.

Сергея Королева даже в отчетах называли просто «Главным». Под его руководством и с непосредственным участием был создан ракетно-ядерный щит страны и начато освоение космоса.

Все было впервые. Создан первый искусственный спутник Земли, во втором запуске была пилотом собака Лайка, и наконец, первый человек полетел в космос. При Королеве были произведены 7 пилотируемых полетов.

Сконструированы, испытаны и запущены автоматические станции к Луне, Марсу и Венере. Королев внедрял свои идеи по пилотируемым полетам к Луне и другим планетам Солнечной системы.

При этом Королев был настолько засекречен, что при жизни никто из непосвященных и не догадывался о его заслугах. За свою нелегкую жизнь он написал более 250 научных работ и статей. Дважды Герой Социалистического Труда, действительный члена Академии наук СССР Сергей Павлович Королев имел целый ряд наград и званий – Родина оценила его заслуги.

Он выдающийся конструктор,
Он космонавтики практической отец,
Он запустил впервые в мире спутник,
Полет космический Гагарина труда его венец.
Он Циолковского идеи сделал былью,
Организовал создание, полет ракет,
Дал Человеку в космос крылья,
Раскрыл луны строения секрет.
Мечта летать возникла с детства,
Построил планер и летал,
Учась в МВТУ создал под руководством
Туполева летательное средство,

Авиаконструктором блестящим стал.
Имел он с Циолковским встречу,
В которой зародился дух космических ракет,
Он их построил, вывел в космос,
Престиж страны увековечил.
И на луне страны оставил след.
Работал много лет на «оборонку»,
Ракетное оружье создавал,
Им обеспечил «ядерную гонку»,
И морякам торпеды в руки дал.
Он подвиг беспримерный совершил,
Проблему покоренья космоса решил!
Вклад Королева трудно оценить,
О Королеве память будет вечно жить!

Горбовец Марк

Рассказывает его дочь Наталья Сергеевна газете «Экспресс» (2016 год):

« – Какие черты его характера вы бы выделили?
– Во-первых, целеустремленность (эта черта у него была с юношеских лет), во-вторых, невероятную работоспособность (в молодости он мог спать даже через ночь) и, в-третьих, смелость в принятии решений (во время некоторых полетов решения приходилось принимать за секунды). А еще отцу была присуща большая организованность. У него все было расписано по минутам. Он очень ценил время и говорил, что это – самая дорогая вещь в мире. Не деньги, он к ним относился безразлично, ему ничего не надо было – мог ходить в старом костюме и в одном пальто. Никакие жизненные блага его не интересовали. Абсолютно. Сергею Павловичу нужно было только дело, понимаете?»
 

Кстати

Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.