Космическая медицина – комплекс наук, охватывающий медицинские, биологические, инженерные и др. научные исследования и мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и создание оптимальных условий жизнедеятельности человека в космическом полёте и при выходе в космическое пространство.
Уникальная особенность космической медицины состоит в том, что она сформировалась как специальный раздел теории и практики медицины еще до первого полета человека в космос. Биологические эксперименты на высотных (геофизических) ракетах начала группа сотрудников Института авиационной медицины ВВС Минобороны СССР в 1951 г. под руководством А.В. Покровского и В.И. Яздовского. На подопытных животных — собаках — были исследованы основные физиологические эффекты действия ускорений и невесомости при последовательном возрастании высоты полета от 100 до 500 км, опробованы системы жизнеобеспечения и средства спасения на случай возникновения аварийных ситуаций.
Уже в 1957 г. благодаря быстрому развитию ракетно-космической техники стал возможен запуск первого искусственного спутника Земли. Как известно, на борту второго ИСЗ (искусственного спутника Земли), запущенного 4 ноября 1957 г., находилась собака Лайка. Развитие работ по изучению влияния на живые организмы факторов космического полета создало необходимые предпосылки для перехода к пилотируемым полетам.
Перед наукой стояли масштабные задачи по освоению человеком космоса и проведению комплекса экспериментов на орбите.
В 1964 году был создан Институт медико-биологических проблем как научно-исследовательская организация. Организатором и первым директором (1964-65 гг.) Института медико-биологических проблем (ИМБП) стал известный физиолог и авиационный врач, академик АМН СССР профессор А.В. Лебединский. Становлению Института активно содействовали Ю.Г. Нефедов, Б.А. Адамович, К.В. Смирнов и другие ученые.
Медико-биологические проекты первых космических лет
Первый проект состоял в проведении рекордного по длительности эксперимента с пребыванием трех испытателей-добровольцев в герметически замкнутом объеме для испытания новых систем жизнеобеспечения, включавших и биологическое звено (оранжерея). Уникальный эксперимент прошел успешно.
Во втором эксперименте (руководители — академик В.В. Парин и первый врач-космонавт Б.Б. Егоров) осуществлялся 22-х суточный орбитальный полет на искусственном спутнике Земли «Космос-110» двух собак (Ветерок и Уголек). В это время уже готовились экипажи и научная аппаратура для полетов длительностью 10-15 суток космических кораблей «Восход-3» и «Восход-4» в 1966 г. Еще в 1965 г. отобрали сотрудников для выполнения биомедицинских экспериментов на борту корабля «Восход-5». На 1967 г. планировался полет корабля «Восход-6», чтобы испытать установку автономного передвижения космонавта в открытом космосе и провести эксперименты по созданию искусственной силы тяжести на орбите Земли. Однако из-за прекращения программы «Восход» эти полеты были отменены. В 1968-70 гг. на кораблях серии «Зонд» — прототипе лунных пилотируемых космических кораблей — были проведены на трассе Земля-Луна-Земля биологические исследования на черепахах, мухах, растениях, семенах и других биологических объектах. После блестящего выполнения лунных экспедиций американскими астронавтами работы по нашему лунному проекту прекратились.
В 1965 г. по предложению С.П. Королева группа специалистов НПО «Энергия» начала разработку и в 1970 г. ввела в строй наземный экспериментальный комплекс, представляющий собой герметично замкнутый объем (350 м3) с системой жизнеобеспечения. Это прообраз тяжелого межпланетного корабля будущего (возможно для полета на Марс). Многие заложенные в него прогрессивные решения только сейчас получают воплощение на практике, например, отдельные каюты для членов экипажа и вынос оборудования, служащего на станции источником шума, в отдельный модуль. Предусмотрено и противорадиационное убежище на случай возникновения солнечных вспышек, в котором расположены дублирующий пульт управления комплексом, запасы питания и воды. Комплекс, состоящий из обитаемого отсека (200 м3), технического блока (50 м3) и оранжереи (100 м3), использовался для отработки системы противорадиационной защиты и элементов систем жизнеобеспечения, изучения проблем взаимодействия человека с окружающей средой при длительном нахождении в ограниченном, герметично замкнутом пространстве. С его помощью исследовалась психология экипажа, состоящего из нескольких человек и др. Объем оранжереи использовался как обитаемый модуль для изучения различных аспектов осуществления длительных экспедиций на орбитальном комплексе «Мир».
С 1970 г. ИМБП возглавлял не только фундаментальные исследования по космической биологии и медицины, но и осуществлял практическое обеспечение пилотируемых космических полетов. При Президиуме АМН СССР была создана межведомственная комиссия по медицинскому обеспечению космических полетов. Во главе ее последовательно были академики Н.Н. Блохин, В.Д. Тимаков и профессор А.И. Бурназян. Комиссия рассматривала и определяла стратегические направления развития космической биологии и медицины в нашей стране, способствовала внедрению в космонавтику новейших достижений медицины.