Марина Раскова (в девичестве Малинина) – летчица-штурман, Герой Советского Союза. Участвовала в установлении рекорда по дальности беспрерывного полета на самолете АНТ-37 («Россия»). Командир первого женского авиаполка «Ночные ведьмы».
Родилась она 28 марта 1912 года в столице Советского Союза. Отец, Михаил Дмитриевич, исполнял оперные партии в театре и вел преподавательскую деятельность. Маленькую Марину он также приобщил к музыке, сделав ее одной из своих учениц.
Будущая летчица вполне могла бы стать оперной певицей – все данные для этого у нее имелись. Однако после трагической гибели отца в автокатастрофе ее биография пошла совсем по другому сценарию. Овдовевшая мать осталась одна с двумя детьми, и вынуждена была тянуть их на скромную учительскую зарплату. Чтобы облегчить жизнь матери, юные Марина и ее брат Рома устроились на работу, навсегда попрощавшись с беззаботным детством. С 17-ти лет девушка работала на Бутырском химическом заводе, где встретила своего будущего супруга – инженера Сергея Раскова.
В начале 1930-х Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь девушка окончательно поняла, что ее призвание заключается не в музыке и семейной жизни, а в самолетах. Впервые увидев огромную «железную птицу», Марина буквально влюбилась и загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом. Поставив себе цель во что бы то ни стало научиться летать, лаборантка поступила в Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение. В 1934 году студентка получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей.
В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой. В 1938-м команда отважных летчиц стала обладательницей мирового рекорда по дальности полета, пролетев на «Родине» (АНТ-37) целых 26 часов без дозаправок и пересадок. Маршрут от столицы СССР до Дальнего Востока составлял почти 6,5 тысяч километров.
Проявленные при перелете героизм и мужество высоко оценило советское руководство, удостоив девушек званиями Героев Советского Союза. Помимо этого, Марина Раскова получила еще и «Золотую звезду», став второй в истории страны женщиной, награжденной столь почетной наградой. В эти годы популярность летчицы была огромной, и на этой волне она решила написать автобиографическую книгу «Записки штурмана».
Когда гитлеровские войска вероломно вторглись на территорию СССР, на защиту родину встала вся страна. Марина Михайловна добивается формирования женских авиаполков Як-1, По-2 и Пе-2. Боевую часть По-2 в народе называли «Ночными ведьмами», поэтому вскоре это прозвище закрепилось за самой Расковой. После настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники.
Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины был в полной готовности для участия в Сталинградской битве. 4 января 1942 года по пути из Энгельса на фронт самолет Расковой в густой облачности врезался в крутой берег Волги; весь экипаж погиб. Прах Марины Расковой был торжественно захоронен в Кремлевской стене 12 января 1943 года.
#НашаТраекторияПроектныйОфис
#НашаТраекторияОбъединенныекосмосом