17 января родился Жуковский Николай Егорович – российский ученый, механик, основоположник гидро- и аэродинамики в России, заслуженный профессор Московского университета и Московского высшего технического училища, член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук.
Николай Жуковский родился в 1847 году в селе Орехово Владимирской области. Мальчик появился на свет в семье инженера-путейца. Юный выпускник гимназии очень хотел стать инженером-путейцем, как отец, но у семьи не хватало средств на обучение мальчика в Петербургском институте путей сообщения. Жуковский поступил в Московский университет на физико-математический факультет – так начался путь будущего учёного.
В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.
С 1870 года Жуковский начал преподавательскую деятельность. В 1876 году защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» получил степень доктора прикладной математики. С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском университете и в Московском высшем техническом училище.
В 1892 году ученый сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко», составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела, то есть, при постоянном угле атаки. Жуковский нашел траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность мертвой петли.
Николай Егорович с 1893 года являлся действительным статским советником, а через год избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1897-1898 годах исследовал причины возникновения аварий в Московском водопроводе. На собрании ученых и инженеров в Политехническом обществе 21 февраля 1898 года сделал доклад о явлениях гидравлического удара, вскрыв его механизм, вывел формулы, связывающие скорость течения, давление, плотность и радиус трубы, зависящие от времени и расстояния рассматриваемого сечения от выбранного начала координат.
Мёртвая петля — достижение лётчика Петра Нестерова — стала возможной благодаря работе Николая Жуковского. Он предсказал вероятность и рассчитал условия этого виража за двадцать лет до Нестерова в своей работе «По поводу летательного снаряда Чернушенко». В ней же он составил уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела и описал возможные траектории движения.
Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании». Николай Егорович в 1902 году при механическом кабинете Московского университета соорудил одну из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.
В 1904 году Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. В 1905 году избран президентом Московского математического общества. Жуковским, 15 ноября 1905 года прочитан доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана в 1906 году он опубликован в виде отдельной научной работы.
В 1910 году при участии ученого в МВТУ открыта аэродинамическая лаборатория. Во время Первой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов. После Октябрьской революции в 1917 году руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания советской авиации. Советским правительством по предложению Жуковского в декабре 1918 года учрежден Центральный аэрогидродинамический институт, где Николай Егорович занял пост руководителя.
Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Выступал автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.
В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью Владимира Ленина об учреждении премии имени Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов ученого, а также о ряде льгот для него самого. Парадокс — Николай Егорович Жуковский ни разу не летал на самолёте (только на воздушном шаре на Всемирном воздухоплавательном конгрессе в Париже), но именно он помог человеку воплотить мечту о небе.
Николай Егорович Жуковский скончался 17 марта 1921 года в Москве от брюшного тифа. Похоронен великий авиационный конструктор на кладбище Донского монастыря столицы.
#НашаТраекторияПроектныйОфис
#НашаТраекторияОбъединенныекосмосом