Родился Николай Ильич Камов 14 сентября 1902 года в Иркутске, в семье преподавателя русской словесности. Иркутское коммерческое училище юноша закончил с аттестатом, где были отмечены его выдающиеся способности, особенно в области математики. В Иркутске не было технического университета, и 16-летний Николай Камов отправился в Томск, где успешно поступил в технологический институт.
Как и многих его сверстников, Николая интересовала авиация. В 1923 году Николай Камов с отличием окончил Томский технологический институт. Преподаватели говорили, что выпускника ждет большое будущее, ибо у него есть все задатки инженера-конструктора.
Выпускник вуза уже твердо решил, что работать будет в авиации.
Однако знаний именно в этой отрасли Камову не хватало. Тогда он отправился в Москву и поступил на работу на Концессионный завод Юнкерса по сборке самолетов. Причем выбрал специальность не инженера, а сборщика двигателей. За последующие два года он освоил всю технологическую цепочку авиапредприятия, и после этого стал руководителем конструкторской бригады.
Но вскоре внимание Николая Камова привлек необычный летательный аппарат, по своим характеристикам отличавшийся от самолета. В 1923 году автожир С-4, разработанный испанским инженером Хуаном де ла Сиервой. Автожир – это винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Автожиры не могут взлетать вертикально, но им требуется куда меньший разбег, чем самолетам.
Идея маневренного летательного аппарата, представляющего альтернативу самолету, увлекает Камова, и он приступает к разработке отечественного автожира.
В 1929 году в воздух поднимается первый советский автожир КАСКР-1, созданный Камовым вместе с инженером Николаем Скржинским. В протоколе технической комиссии было записано: «Комиссия всячески поддерживает начинание инженеров Камова и Скржинского в деле развития нового способа летания, могущего принести реальную пользу для Воздушного Флота СССР». Вскоре КАСКР-1 получил одобрение и высших руководителей страны.
В 1934 году по проекту Камова был построен двухместный автожир А-7. Первый полет он совершил в сентябре 1934 года. А-7 был многоцелевым, для применения как в гражданской жизни, так и в военных целях. Для армейских нужд на А-7 установили пулемет и бомбодержатели. Техника была абсолютно новой, и потому ее обкатывание продолжалось до начала Великой Отечественной войны.
В 1939 году правительство выпустило постановление о строительстве завода по выпуску винтокрылой авиатехники. Директором и главным конструктором был назначен Камов, а его заместителем – Михаил Миль. Спустя некоторое время Камов и Миль станут руководителями двух главных вертолетных конструкторских бюро СССР, в соперничестве которых будет рождаться новая техника.
А тогда в планы конструктора Камова вмешалась война. Автожиры А-7 с началом войны были объединены в специальную эскадрилью. Правда, принципиально повлиять на ход войны А-7 не могли ввиду малочисленности.
В конце 1930-х один из первых русских авиаконструкторов (а к тому времени уже подданный США) Игорь Сикорский начинает разработку винтокрылых машин нового типа. Геликоптеры, как называли их за рубежом, призваны были решать сложные задачи как в мирной жизни, так и на фронте. С середины 1940-х Камов работает над той же тематикой. Именно он нашел меткий термин «вертолет», вытеснивший иностранный «геликоптер».
Первым вертолетом Камова стал Ка-8 «Иркутянин».
Ка-10, задуманный как вертолет связи и наблюдения ВМФ, совершил первый полет в августе 1949 года. Всего было построено 15 таких машин.
В 1956 году в серийное производство был запущен Ка-15, задуманный как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной. Впоследствии Ка-15 стали использовать и для гражданских нужд.
Многоцелевой вертолет Ка-18, который мог взять на борт одного летчика и двух-трех пассажиров, был отмечен Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.
В 1961 году в воздух поднялся Ка-25 – противолодочный вертолет корабельного базирования, ставший первым советским противолодочным вертолётом, а также первым отечественным боевым вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение. Различные модификации этой боевой машины находились на вооружении разных стран мира вплоть до начала 2000-х.
Активно шла работа над новыми проектами для гражданских и военных нужд. Но здоровье все чаще подводило. Врачи настаивали на операции, и Камов нехотя согласился. Но 24 ноября 1973 года конструктора не стало. «Изделие 252», ставшее последней работой Николая Камова, закончил конструктор Сергей Михеев. Сегодня эта машина известна как корабельный многоцелевой вертолет Ка-27.
#НашаТраекторияПроектныйОфис
#НашаТраекторияОбъединенныекосмосом