Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Представляем вашему вниманию биографии знаменитых педагогов, родившихся в марте.

 

КОНСТАНТИН  ДМИТРИЕВИЧ  УШИНСКИЙ

Константин Ушинский – прославленный педагог-демократ, писатель, автор  многочисленных научных трудов и произведений для детей.

Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского.

Родился Константин Ушинский  19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле, в семье офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где вели занятия блестящие преподаватели. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к получению профессорского звания. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.

В 1854 году Ушинский поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов. Именно в тот период Константин Дмитриевич стал писать статьи на педагогическую тематику. Его первая работа «О пользе педагогической литературы» имела большой успех, и благодаря ей Ушинский стал постоянно сотрудничать с такими изданиями как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения», «Современник».

В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещанок и благородных.

Вот только подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав  материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.

Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

 Константин Дмитриевич  умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

ЯН  АМОС  КОМЕНСКИЙ

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., – в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет уже считается одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) – руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

АНТОН  СЕМЕНОВИЧ  МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко – всемирно  известный педагог, писатель. Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания как беспризорников, так и детей, росших в семье. Автор многочисленных публикаций, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма». На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни.

Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой.

Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям.

Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки, ставшие предметом издевательств одноклассников. Над ним часто смеялись, причем, достаточно жестко. В 1895 году Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, и нужно отметить, что она давалась ему с трудом. Не от того, что он не успевал по предметам, скорее наоборот, Антон сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним с еще большей силой.

В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.

В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов.

Свою трудовую биографию Макаренко начал в одной из школ Крюкова. Однако достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся знаний очень мало для успешной работы. В 1914-м Антон стал студентом Полтавского учительского института. Одновременно с учебой педагог пробует свои силы и на литературном поприще. Самое первое свое произведение – рассказ «Глупый день» Антон отправил писателю Максиму Горькому. Горькому рассказ не понравился, и он безжалостно раскритиковал молодого автора.

Вскоре у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села Ковалевка, недалеко от Полтавы. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Вскоре на эту коммуну обратили внимание власти, но до них дошли сведения, что там избивают детей. На самом деле Макаренко только раз ударил одного из воспитанников, но за это лишился должности.

С новой работой Макаренко помог Максим Горький. Благодаря протекции писателя Антон перешел в колонию недалеко от Харькова. Мало того, Горький рекомендовал другу вновь заняться литературным творчеством. В этой колонии Антон Макаренко установил те же порядки, что и в прежней. Он приложил максимум усилий, чтобы наладить производство фотоаппаратов «ФЭД», этим занимались трудные подростки. Одновременно с руководством колонией Макаренко засел за написание книг, и вскоре представил на суд читателей три своих произведения – «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическую поэму».

Известного педагога не стало 1 апреля 1939 года. Макаренко спешил на электричку, возвращался из Подмосковья, где находился в Доме отдыха писателей. Буквально на ходу впрыгнув в вагон, Антон Семенович упал как подкошенный, и его сердце остановилось.

Медики сделали заключение, что умер Макаренко от сердечного приступа.

ШАЛВА  АЛЕКСАНДРОВИЧ  АМОНАШВИЛИ

Амонашвили Шалва Александрович – психолог и педагог, учитель-новатор, исследователь. Создатель собственной методики работы с детьми. Автор огромного количества трудов по педагогике и психологии.

Е го работа с учениками проходит по системе личностно-гуманного подхода, в  основе которого лежит совокупность педагогики, философии и основ бытия. Методика направлена на обучение, воспитание и личностное развитие каждого отдельно взятого ребенка, выстраивание доверительных отношений, основанных на взаимоуважении. Система доказала, что способна дать мощный толчок и направить ребенка к знаниям и духовному развитию.

Шалва Александрович родился в Тбилиси 8 марта 1931 года. Отец мальчика погиб в 1942 году в Крыму, на одном из оборонительных рубежей. Мать одна воспитывала двоих детей, Шалву и его сестру. На протяжении всей жизни, несмотря на все тяготы, мама прививала брату с сестрой верность, чувство справедливости и сердечность.

После окончания школы  следующей ступенью в биографии стало поступление в государственный университет, что находился в Тбилиси. Выбор основного направления выпал на факультет востоковедения. Его педагогическая деятельность началась в 1952 году не в школе, а в обычном советском лагере, в роли пионервожатого, когда молодой человек только окончил второй курс. Позже была практика и в учебном заведении где юноша вел труды и историю. С 1955 года зачислен в штат сотрудников НИИ имени Гогебашвили в Грузии. В 1958 году с успехом защитился и окончил аспирантуру здесь же при НИИ педагогики. Спустя еще два года молодой человек защитил диссертацию по педагогике, получив звание кандидата наук. В НИИ Амонашвили проработал вплоть до 1991 года, при этом последние восемь лет он сам возглавлял институт.

 

Впоследствии Шалва Александрович откажется от всех научных званий, так как, по его убеждениям они будут противоречить новым его взглядам как педагога. В период работы в институте Шалва проявил себя в роли исследователя, раскрывая и обобщая все имеющиеся религиозные первоисточники и педагогические труды Выготского, Сухомлинского, Давыдова, Рериха, Бердяева, Эльконина и Флоренского. Именно на основании своих собственных исследований Амонашвили за несколько лет создал свою собственную методику или как сам ее назвал,  гуманную педагогику.

Экспериментальные занятия по разработанным планам начались сразу же в 1961 году, на базе одной из школ в Тбилиси, которая называлась «Школа радости». Занятия проходили в классе с детьми шестилетнего возраста. Главной целью было воспитание максимально грамотных и рассудительных людей. В 1964 году Шалва Александрович сам присоединился к эксперименту, став одним из участников. А спустя время уже руководил проектом под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» одновременно в нескольких грузинских школах.

В 1972 году Амонашвили защищает докторскую степень в институте педагогической психологии в Москве. В тот же год наступила новая глава в его биографии, так как ученый и исследователь устроился работать в одну из школ. Всего за два года учебное заведение из отстающих переместилось на позиции лидеров.

В 1980 году исследователь занимает должность профессора, а с 1987 года стал совмещать эту должность с работой в экспериментальном отделе НПО Министерства образования Грузии. В этот сложный период его поддерживает жена и Давыдов. В тоже время новатора в методике преподавания постоянно грозят уволить и нещадно критикуют.

1988-1989 годы – время сотрудничества с Леонтьевым и его «Школой». А с 1993 года проект «Школа 2100» активно работает и развивается. Именно на базе данного проекта создаются все новые модели работы. Проводятся эксперименты и апробируются новейшие технологии и методики, для дальнейшего внедрения в систему образования. Спустя время ВНИК неожиданно для всех закрыли, оставив создателей «у разбитого корыта», а все разработки в замороженном состоянии. И хотя организаторы очень жалели об упущенной возможности, в образовательной программе уже начался необратимый процесс изменений.

 

В девяностых годах Шалва Александрович занимал должность заведующего кафедрой в педуниверситете в Тбилиси. В конце девяностых годов создал собственную лабораторию по изучению «гуманной педагогики», которую сам же и возглавил. С 2001 года наравне с лабораторией руководит Международным Центром Гуманной Педагогики, который занимается на базе центра Рерихов в Москве.