Павел Осипович Сухой

✈🌍✈Павел Осипович Сухой — доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской премии (1968), Государственной премии СССР (1943, 1975, посмертно), Государственной премии РФ (1996, посмертно).
Награжден тремя орденами Ленина (1945, 1957, 1975), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (1938), орденом Красной Звезды (1933), орденом «Знак Почета» (1936), медалями.✈🌍✈

✈🌍Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье сельского учителя.
После окончания гимназии в 1914 году Павел Сухой продолжил обучение на физико-математическом факультете Московского университета, стал посещать лекции по теории авиации, которые читал профессор Николай Жуковский в Императорском московском техническом училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). В 1915 году, по окончании первого курса, перевелся учиться в ИМТУ и стал участником воздухоплавательного кружка, созданного в училище Николаем Жуковским.

✈🌍В 1916 году во время Первой мировой войны Павел Сухой был призван в армию, окончил Петроградскую школу прапорщиков. С августа 1916 года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте сначала младшим офицером, с октября 1917 года начальником пулеметной команды пехотного полка. В марте 1918 года был демобилизован.

✈🌍В 1918-1920 годах работал учителем средней школы в белорусских городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза. В 1920 году он возобновил обучение в Московском техническом училище.

✈🌍После окончания училища с 1925 года работал инженером-конструктором в отделе АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства) в составе ЦАГИ, который в будущем стал основой конструкторского бюро Андрея Туполева. Участвовал в разработке самолетов Туполева И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31) и других.
С октября 1930 года — начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии. С мая 1932 года — начальник объединенной бригады №3 Конструкторского отдела Сектора опытного строительства (КОСОС) ЦАГИ. В том же году Павел Сухой был назначен ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД («рекорд дальности» — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту.

✈🌍 На базе РД бригада Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1, а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого («Родина») женский экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил рекордный перелет на дальность. С 1936 года по 1939 год Павел Сухой был начальником конструкторского отдела — заместителем главного конструктора авиационного завода № 156 (Москва).
Принимал участие в конкурсной разработке самолета «Иванов» (ближний бомбардировщик ББ-1, с 1940 года — Су-2).

✈🌍Для внедрения ББ-1 в серию, постановлением правительства от 29 июля 1939 года Павел Сухой был назначен главным конструктором.
Вместе с коллективом ОКБ, получившим статус самостоятельного, он был переведен на серийный авиационный завод № 135 в Харьков.
С апреля 1940 года по 1949 год — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне — «ОКБ Сухого», филиал Публичного акционерного общества «Компания «Сухой»), одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6.
С 1949 года после того, как было расформировано его конструкторское бюро, Павел Сухой занимал должность заместителя главного конструктора в конструкторском бюро Андрея Туполева.

✈🌍С 1953 года — главный конструктор вновь воссозданного конструкторского бюро, с 1956 года — генеральный конструктор. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и другие самолеты.
В 1958-1974 годах Павел Сухой был депутатом Верховного Совета СССР.
Скончался авиаконструктор 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников