Улица мечтателей
… может быть, неслучайно именно этой улице в наши дни выпала честь носить имя одной из самых смелых женщин планеты – Ярославны Валентины Терешковой …
В старину по этой линии шла Петровская дорога, что вела из Ярославля к загородному Петропавловскому монастырю. В некрополе древней обители были похоронены представители первой ярославской княжеской династии, и после упразднения монастыря в 15 веке святое место не осталось пустым. В 1691 году здесь была воздвигнута каменная церковь Петра и Павла, а улицу, что вела к храму вдоль берега Волги, назвали Большой Петропавловской (в отличие от малой, что является ныне частью улицы Победы). Невзирая на звучное название, большая Петропавловская занимала всего 2 квартала, заканчиваясь у Воздвиженского (ныне Флотского) спуска. Дальше эстафету принимала другая улица – Голубятная, название которой уходило корнями в далекое средневековье: по преданью, местные жители издавна славились искусством разведения голубей, птиц божьих и кротких, невольно напоминавших о более счастливом, горнем мире.
По зову сердца
С незапамятных времен Голубятная улица находилась под покровительсьвом сразу трех приходских храмов – Крестовоздвиженского, Благовещенского, Симеоновского. Однако к началу 20 столетия появилась здесь и особая, «домовая», церковь, расположенная в частном владении. По благословлению духовной консистории потомственная дворянка Нелидова взяла на себя обязательство выстроить на территории своей усадьбы каменную церковь с колокольней, и к 1902 году труды набожной женщины увенчались успехом. Небольшой храм был освящен во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, а для отправления богослужений сюда был назначен «заштатный» священник. Согласно священной воле госпожи Нелидовой, службы продолжались в этой церкви и после ее смерти, а сама она была погребена в склепе под храмом. Затейливый фасад необычной постройки, обращенный на людный перекресток, и сегодня привлекает внимание, правда, с 1970-х годов и до настоящего момента бывшая церквушка выступает в неожиданном для себя амплуа – парикмахерской и салона красоты.
Хозяева таинственной башни
В 1905 году покой Голубятной улицы был нарушен весьма необычным новоселом. Здесь, близ Волги, решил обосноваться под старость Михаил Платонович Кнопф, преуспевающий строительный подрядчик. Помимо архитектуры, деятельный инженер интересовался астрономией и садоводством, превосходно играл на скрипке и учился живописи у Василия Перова. Стоит ли удивляться, что для себя этот незаурядный человек выстроил поистине диковинный особняк, ставший ярославским первенцем новаторского модерна. Ассиметричные фасады, причудливая башня с многогранным куполом – такого прежде не видел наш тихий городок. Поражали и интерьеры особняка: пол был отделан метлахской плиткой, а столовая, по замыслу хозяина, не имела окон. В просторном доме 60-летний архитектор решил объединить несколько поколений своей многочисленной семьи, отличавшейся неординарными талантами. К примеру, зять Кнопфа, Михаил Машков занимался изучением исчезающих памятников деревянного зодчества. Старинные здания, в частности Реальное училище (ныне главный корпус ЯГМА) он реставрировал на собственные средства, за что детям Машкова было предоставлено почетное право обучаться в училище бесплатно. Разносторонне одаренным был и младший сын Кнопфа Иван, инвалид от рождения. Именно для него Михаил Платонович возвел при особняке высокую башню, устроив в ней обсерваторию с телескопом. Позднее эта просторная студия стала для Ивана художественной мастерской. Здесь, любуясь волжскими пейзажами, он рисовал и мечтал, забывая о своем недуге.
Вокруг своего дома Кнопф разбил роскошный сад с липами, туей, жасмином и цветниками. Утопающая в зелени усадьба была подлинным украшением улицы, после смерти Михаила Платоновича, однако, финансовое положение семьи заметно ухудшилось. В 1916 году особняк был продан известному ярославскому невропатологу Валериану Лихачеву. Будучи искренним энтузиастом своего дела, Лихачев мечтал открыть на территории усадьбы лечебницу, однако, к сожалению, первая мировая война, а затем революция не дали смелым планам осуществиться.
В мечтах о городе будущего
Свидетелем дерзких замыслов и драматических перипетий революционного времени стал и «обаятельный» особняк, что расположился против тенистого парка на старой Петропавловской. Именно здесь в начале 20 века поселился губернский архитектор Григорий Васильевич Саренко, восхищавший Ярославцев смелыми проектами в стиле модерн. Визитной карточкой мастера стали ресторан «Бристоль» на улице Кирова и пожарная каланча на красной площади. По проектам Саренко возводились народная читальня и первые кинотеатры города – «Арс» и «Горн». Собственный дом на Петропавловской талантливый архитектор также перестроил на модный лад: пояс круглых медальонов, цветной керамической фриз и изящная решетка на крыше до неузнаваемости изменили старинный особняк, превратив его в своеобразный манифест модерна.
После революции, как и многие из его коллег, Саренко с воодушевлением приступил к строительству нового, социалистического «города будущего». Для рабочих автозавода и фабрики «Красный перекоп» Григорий Васильевич проектировал жилые дома, которые в народе называли дворцами. При этом особняк самого Саренко не раз подвергался «уплотнению», превратившись в шумную коммуналку, а Григорий Васильевич был причислен к категории «лишенцев» – лиц. У которых в силу «нетрудового» прошлого советская власть отбирала все привилегии и права. Тяготы быта и несправедливость режима не сломили архитектора-энтузиаста, но поступиться принципами в угоду власти Саренко не смог. В годы индустриализации он выступил с резкой критикой жилого комплекса Резинокомбината на проспекте Шмидта (ныне Ленина), заявив, что отстроенные дома напоминают конюшни и не должны предназначаться для жизни людей. В 1935 году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» архитектор был арестован и приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года. Еще до окончания срока, в 1937 году, Григорий Васильевич был осужден вторично и расстрелян.
Бескорыстный купец
Даже сегодня при съезде с Октябрьского моста нельзя не заметить роскошную усадьбу, что красуется на углу бывшей Петропавловской улицы. Жил здесь ярославский купец 1 гильдии Николай Константинович Андронов, щедрый меценат и почетный гражданин Ярославля. Занимался Андронов прозаичным, но доходным бизнесом – торговал железом. В ассортименте его магазинов можно было найти все – от плуга до оконного шпингалета, а лавки Андронова располагались не только в Ярославле, но и в Москве, Туле, на крупнейших ярмарках страны. Не удивительно, что жили Андроновы на широкую ногу. На плане усадьбы, сохранившемся с 1913 года, помимо особняка изображены флигель, просторные конюшни, сад с фонтаном и даже деревянная часовня. Однако не столько благами земными был богат ярославский купец, сколько редкими для своего сословия качествами – душевной чуткостью и бескорыстью. Судите сами: по соседству с собственным особняком Андронов выстроил здание богадельни для престарелых Ярославцев, а внушительный список сиротских домов и благотворительных комитетов, попечителем которых состоял торговец железом, сделал бы честь иному миллионеру. Благотворительность не являлась для Андронова данью моде или светской обязанностью: Николай Константинович был меценатом по убеждению. В 1903 году на свои средства он основал в коровниках бесплатную народную читальню и ежегодно отчислял на нее проценты от своего капитала. Именно с этого книжного собрания ведет родословную нынешняя библиотека им. А. П. Чехова на Суздалке. Преемница андроновской читальни неслучайно носит имя великого писателя – дочь купца Нина приходилась Антону Павловичу невесткой. Будучи женой известного тенора Владимира Книппера, талантливая Ярославна и сама блистала на оперной сцене, а в архиве купеческой семьи сохранилось памятное фото с лестной для провинциалки подписью: «Милому весельчаку Нине Андроновой на хорошую память от пропащего артиста Федора Шаляпина».
Бурный 20 век разметал по свету судьбы, взорвал патриархальную тишину усадеб рокотом новых строек. На месте древнего Петропавловского храма давно шумит Октябрьская площадь, а затейливые особняки пережив эпоху коммуналок, лишь сегодня постепенно возвращают былую красоту. Однако дух мечтателей все еще живет под сенью старых зданий, и, может быть, неслучайно именно этой улице в наши дни выпала честь носить имя одной из самых смелых женщин планеты – Ярославны Валентины Терешковой, решительно шагнувшей навстречу будущему вслед за дерзким полетом упрямой человеческой мечты.