Михаил Леонтьевич Миль

🚁✨💥 Будущий авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль родился в Иркутске 22 ноября 1909 года. Его семья была довольно обеспеченной: отец служил на железной дороге, мать работала зубным врачом. Как и многие мальчишки в 20-е годы XX века, Миша грезил небом.

🚁✨💥 Окончив коммерческое училище, поступил в Томский технологический институт и сразу же записался в авиамодельный кружок. Однако через несколько месяцев студента отчислили, несмотря на хорошую успеваемость. Позже выяснилось, что произошло это по чьему-то доносу: один из завистников написал, что у Милей дома мягкие стулья, что по тем временам было признаком богатства, и испугавшееся руководство института решило побыстрее избавиться от опасного студента. Однако Миль от своей мечты отступать не собирался: он поступил разнорабочим на кожевенную фабрику, где год проработал в химической лаборатории. После этого, уже с рабочей карточкой, позволявшей поступать в любой из вузов молодой страны советов, он сел на поезд и отправился в Новочеркасск, где в то время был один из лучших авиационных факультетов в СССР. Во время учебы особый интерес студента вызывали рассказы о новом типе летающих аппаратов, у которого вместо крыла был самовращающийся винт.

🚁✨💥 Такие машины летали и были в серийном производстве уже в 1930-е годы и назывались автожирами. Они обладали некоторыми преимуществами перед самолётами: укороченной взлётно-посадочной полосой, а также возможностью вертикальной посадки в случае, если отказывает двигатель. Первый советский автожир разработал Николай Камов в 1928 году, и именно в его конструкторское бюро Миль отправился работать после окончания института.

🚁✨💥 Миль возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя. Уже тогда, в 1930-е годы, в воздух поднялся первый советский вертолёт ЦАГИ 1-ЭА, который обладал лучшими в мире характеристиками (смог продержаться в воздухе более 20 минут и подняться на высоту более 600 м). Однако безопасность первых вертолётов оставляла желать лучшего.

🚁✨💥 Во время Великой Отечественной войны Миль возглавил эскадрилью из 14 винтокрылых летающих аппаратов, однако оказалось, что они слишком медлительны для боевых действий. Но авиаконструктор не оставил свою мечту. Продолжая работу в ЦАГИ, он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолёта Ми-1. Первые два испытания вертолетов были неудачными и закончились катастрофами. Последний из трёх построенных опытных образцов был доставлен в КБ, где конструкторы лично проверили в нём буквально каждый винтик, после чего испытания продолжились. Ми-1 поставил в общей сложности 20 мировых рекордов. Его модификация Ми-2 долгое время была главной учебной машиной для тысяч советских вертолётчиков.

🚁✨💥 На совещании 23 сентября 1951 года у Сталина присутствовали авиаконструкторы Николай Камов, Андрей Туполев, Сергей Ильюшин. Туда же был приглашен и Михаил Миль. Перед конструкторами была поставлена задача: разработать военно-транспортный вертолет, способный брать на борт до 10 человек – аналог американского вертолета «Sikorsky S-55». Эту задачу предполагается выполнить всего за 1 год – ничтожно малый срок. Все отказываются. Миль заявляет, что разработает подобную машину. Начинается один из наиболее сложных периодов в жизни ученого. Он вынужден ночевать на работе, разрабатывая военно-транспортный вертолёт. Штат сотрудников КБ растёт. В результате вертолет получился по летно-техническим характеристикам лучше американского «Sikorsky S-55». Машина отправлена в серийное производство. Ей присвоено имя «Ми-4». Следующая машина – Ми-6 – стала первым «тяжеловесом» в семействе вертолетов Михаила Миля и в течение долгого времени удерживала титул самой грузоподъемной. Что неудивительно, ведь эта машина создавалась для перевозки мобильных тактических ракетных комплексов «Луна» весом около 20 тонн!
🚁✨💥 С того времени тяжелые грузовые вертолеты стали фирменным «блюдом» ОКБ, генеральным конструктором которого в 1967 году стал Михаил Миль. Он ушел из жизни в последний день января 1970 года, еще успев увидеть первый полет ударного вертолета Ми-24 – знаменитого «Крокодила». А машины марки «Ми» по сей день продолжают летать по всему миру, доказывая, что верность мечте рождает удивительное «потомство».

#НашаТраекторияПроектныйОфис
#НашаТраекторияОбъединенныекосмосом