“Первопроходцы космоса”

«Первопроходцы космоса»

… Мы медленно всходим по трапу,

Мы смотрим на землю влюбленно.

Нас ждут голубые пространства

Небесного млечного лона…

С. Куняев

В 2011  году  исполняется 50 лет образования первого отряда космонавтов.

Космонавтам — первоотрядовцам принадлежат выдающиеся мировые достижения.

• первый в мире полёт человека в космос — Ю. Гагарин;
  • первый суточный полёт — Г. Титов;
  • первый групповой полёт двух космических кораблей — А. Николаев и П. Попович;
  • самый длительный полёт на одноместном корабле — В. Быковский;
  • командир первого в мире многоместного корабля «Восход» — В. Комаров;
  • первый выход человека в открытый космос — А. Леонов (командир корабля «Восход-2» — П. Беляев);
  • первая в мире стыковка пилотируемых кораблей и переход через открытый космос из корабля в корабль — Б. Волынов и Е. Хрунов.

Значительный вклад в развитие отечественной пилотируемой космонавтики внесли также и В. Горбатко и Г. Шонин.

К сожалению, не всем из первой «гагаринской» двадцатки посчастливилось реализовать свою космическую мечту. По разным причинам и в разное время из отряда выбыли: В. Бондаренко, В. Варламов, А. Карташов, М. Рафиков, И. Аникеев, Г. Нелюбов, В. Филатьев, Д. Заикин.

Данный список литературы содержит книги и статьи, рассказывающие о первопроходцах космоса, об их упорстве и настойчивости, с которой они шли к своей мечте и смогли воплотить её.

Список предназначен всем, кто интересуется историей отечественной космонавтики. Приводится рекомендуемая литература за последние 10 лет.

О первом отряде космонавтов можно прочесть в книге:

Бурмистрова Л. Всё о …: Детская энциклопедия: Космос /Л. Бурмистрова. — М.: Астрель. — 2000. -352 с.: ил.

«…Отбирали строго. Человек должен был быть физически крепким и устойчивым психологически. Кабины первых ракет были небольшими, поэтому и кандидатов искали среди людей невысоких (не больше 175 сантиметров), и не имеющих лишнего веса.

В отряде первых космонавтов оказались двадцать человек. Среди них были Юрий  Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Андриян Николаев…»

Энциклопедия для детей. Том 25. Космонавтика. — 2-е изд., испр. / ред. Коллегия М. Аксёнова, Е. Ананьева, В. Чесноков и др. — М.: Мир энциклопедий Аванта+. — 2007. — 448 с.: ил.

Одно из лучших изданий о космосе.

Здесь немало страниц о том, как происходил отбор кандидатов в космонавты. Сам факт начала подготовки был совершенно секретным…

«И в нужный час, минуту ровно

Команда кратка и проста

Звучит — «Минутная готовность!»

И вслед за нею — «Ключ на старт!»

Г. Сошнин.

108 минут, потрясших мир // Авиация и спорт. — 2007. — №8. — С. 86-87.

«Беспримерный полет совершен …

То, что мореплавателю Фернану Магеллану понадобилось четыре с половиной столетия назад в первом кругосветном путешествии три года, советский человек совершил за полтора часа».

Юрий Алексеевич Гагарин … Это он «с улыбкой взлетел в космос, с улыбкой вернулся на Землю. Восторженным и счастливым, с синими глазами, полными солнечного блеска, молодым и сильным, встретили мы его на ликующей весенней Земле. Таким он и вошел навсегда в историю человечества».

«12 апреля 1961 года … Да, много написано об этом дне, сняты сотни кинофильмов, но тем не менее хочется вновь и вновь возвращаться в то ясное солнечное утро, чтобы опять пережить этот день. С годами они не притупляются, не стираются из памяти — ведь это звездные мгновения не только для тех, кто был в то утро на космодроме, но и для всех нас — современников Гагарина». Эти строки из книги: Губарев В.С. Русский космос / В.С. Губарев. — М.: Алгоритм, Эксмо. — 2006. — 464 с.

Автор рассказывает о выдающемся конструкторе С.П. Королеве и первом космонавте планеты Ю.А. Гагарине, с которыми неоднократно встречался, публикует последнее прижизненное интервью с космонавтом №2 Г.С. Титовым.

Полетаева В. Юрий Гагарин. Он первым увидел Землю со стороны / В. Полетаева. // Новости космонавтики. — 2001. — №4. — С. 2-8.

О легендарном полете в космос Юрия Алексеевича Гагарина вспоминают его товарищи, соратники по первому отряду космонавтов Г. Титов, А. Леонов, Б. Волынов, В. Горбатко.

«По прошествии стольких лет я прекрасно помню добрый, открытый и какой-то сопереживающий взгляд Юрия Гагарина. Все говорят о его прекрасной улыбке. Я видел легендарного космонавта впервые так близко. Он не улыбался. Был серьезен, но от его взгляда, выражения лица исходило необъяснимое чувство поддержки».

Отец космонавта Александра Скворцова А.А. Скворцов был отобран в отряд космонавтов. Ему посчастливилось встретиться с Юрием Гагариным. О его встречах с ним он рассказывает в статье: Скворцов А. Им восхитился бы Чехов. / А. Скворцов // Российский космос. — 2010. — №6. — С. 42-44.

Герман Степанович Титов // Новости космонавтики. — 2000. — №11. — С. 2-7.

В статье опубликованы отрывки из интервью с Г.С. Титовым, где он рассказывает об истории создания первого отряда космонавтов. Развенчивает миф о том, что писались какие-то рапорта, чтобы послали в космос. Все было буднично и по-деловому, сообщает Г. Титов. Сначала беседовали, потом комиссия собралась, приняла решение … «Поэтому никакой особой романтики в том, как я пришел в отряд космонавтов не было!

Хотя, конечно, когда проходили комиссию и поняли, в каком деле нам предстоит участвовать — слетать на спутнике! — мы все загорелись идеей. Молодые ведь ребята, 24-25 лет, как могло быть иначе?»

В жизни Германа Степановича Титова был замечательный девиз, который он передал и нам: «Будьте всегда и во всем впереди идущими».

Симакова Б. Чувашский «Сокол» / Б. Симакова // Юный краевед. — 2009. — №7-8. — С. 43-45.

О Герое Советского Союза, летчике-космонавте СССР Андриане Григорьевиче Николаеве. Свой первый полет в космос он совершил в августе 1962 года. «В полете находился почти четверо суток и совершил более 64 оборотов вокруг земного шара, … превысив почти в семь раз расстояние от Земли до Луны.

Вместе с ним на орбите совершал полет на корабле «Восток-4» Павел Попович. Это был первый групповой полет двух космических кораблей. В 1970 году Николаев побывал на орбите во второй раз в качестве командира корабля «Союз-9» с В.И. Севастьяновым.

Маринин И., Востриков Д. Герои космоса рассказывают. Павел Романович Попович. Дважды Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР / И. Маринин, Д. Востриков // Новости космонавтики. — 2002. — №7. — С. 68-72.

Рассказ П.Р. Поповича о том, как он стал космонавтом, об интересных случаях периода подготовки к полетам (совершил два космических полета). Как шла подготовка по облету Луны, которая не увенчалась успехом, о чем П.Р. Попович искренне сожалеет …

Празднование Дня Космонавтики // Новости космонавтики. — 2002. — №6. — С. 60-62.

О роли авиационно-космической медицины и биологии в истории космонавтики. О том, какое непосредственное участие в отборе первого отряда космонавтов принимали государственный научно-исследовательский институт военной медицины совместно с Центральным военным научно-исследовательским авиационным госпиталем.

О первопроходцах Вселенной — летчиках-космонавтах СССР Павле Поповиче и Викторе Горбатко, которые рассказали о своих полетах и привели интересные полные драматизма факты.

О космонавте №4, отважном человеке, дважды побывавшем в космосе Павле Романовиче Поповиче статья: Бурдаков В. Такая высокая жизнь …: Вспоминая Павла Романовича Поповича/ В. Бурдаков // Российский космос. — 2009. — №11. — С. 57.

Будучи парторгом отряда П.Р. Попович безоговорочно поддерживал С. Королева и настаивал на первом полете именно Гагарина, хотя были и другие кандидатуры. Главной характерной чертой космонавта №4 была его любовь к великому и могучему Советскому Союзу, к отечественной космонавтике. Он тяжело переживал распад СССР …

Памяти Евгения Васильевича Хрунова // Новости космонавтики. — 2000. — №7. — С. 27.

В статье под рубрикой «Люди и судьбы» приведены факты из биографии летчика-космонавта СССР Е.В. Хрунова. Стартовав в 1969 году на космическом корабле «Союз-5» вместе с Б. Волыновым, Е. Хрунов и А. Елисеев после стыковки с «Союзом-4» перешли через открытый космос на этот корабль и вместе  с В. Шаталовым возвратились на Землю. До этого никто не делал подобного.

Шамсутдинов С. «Алмазные» космонавты / С. Шамсутдинов // Новости космонавтики. — 2000. — №12. — С. 78-81.

Читатель узнает интереснейшие факты и события из истории советской космонавтики, в частности связанные с группой «Алмаз», которую возглавил летчик-космонавт СССР П. Беляев.

Программа «Алмаз» была военной и совершенно секретной. В рамках ее создавались пилотируемые аппараты.

В испытаниях программы «Алмаз» принимали участие космонавты из первого отряда: П. Попович, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Горбатко.

Столбов В. Весна патриарха / В. Столбов // Российский космос. — 2009. — №7. — С. 58-61.

Об одном представителе из прославленного отряда первых космонавтов Алексее Архиповиче Леонове, который первым из землян сделал шаг в космическое пространство — в прямом смысле слова. До него никто и никогда не выходил в открытый космос.

С полета Алексея Леонова началась эра практической космонавтики.

Космонавт Алексей Леонов — о космосе, открытом для всех землян // Родина. — 2010. — №3. — С. 145-147.

Обозреватель «Родины» Лев Анненский беседует с космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым. И первое — работа в открытом космосе. О том непредусмотренном случае, когда выход в космос мог обернуться трагедией.

Об отношении космонавтики сегодня, о месте ее и роли в жизни людей и даже о пришельцах …

Владимирова А. Возвращение со звезд: живопись летчика-космонавта СССР, художника Алексея Леонова. / А. Владимирова // Культура и время. — 2005. — №4. — С. 136-139.

Автор статьи раскрывает большой мир космонавта Алексея Леонова как художника.

«Картины Алексея Архиповича сознательно достоверны … великолепие космоса Леонов впервые перенес на холст, и эта документальная достоверность – наилучший способ помочь нам увидеть, что Земля отнюдь не так велика, как казалось».

В качестве приложения — прекрасные иллюстрации к работам А.А. Леонова.

Сто великих рекордов авиации и космонавтики / Автор — сост. С.Н. Зигуненко // — М.: Вече. — 2008. — 480 с.: ил.

Наряду с рассказами об истории воздухоплавания с древности до наших дней, в книге имеются страницы о первых пилотируемых полетах, о первом отряде космонавтов, о тех кандидатах в космонавты, которым так и не довелось побывать на орбите по самым различным причинам.