К выбору раздела >> Астрономия >> Орбитальные станции

ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ

 

         Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути освоения космоса должно было стать создание на орбите большого орбитального комплекса, на котором можно  было бы проводить различные долговременные эксперименты, и ставшего бы базой для полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав, но после её завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь.

         В 1971 году в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция «Салют». Этот почти 20-ти тонный аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем «Протон». Через несколько суток была произведена стыковка со станцией корабля «Союз-10», но космонавты работой на станции не занимались – этот полет был испытательным для проверки систем сближения и стыковки, он продлился всего сутки.

         Следом за ними стартовал «Союз-11», также состыковавшийся со станцией «Салют». Впервые космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В.И. Пацаев осуществили переход из корабля в станцию. После расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на станции и провели различные эксперименты (в основном биологические).

         На станции находилась первая космическая оранжерея «Оазис-1», гамма – телескоп «Анна» и астрофизическая система телескопов «Орион-1». Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгого пребывания в невесомости космонавты каждый день занимались физическими упражнениями на специальных тренажерах. Одним словом первая экспедиция на «Салют» стала прообразом современных (и будущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе.

         К сожалению, эта экспедиция закончилась трагически. Как сказано в сообщении ТАСС: «группа поиска после вскрытия люка обнаружила экипаж… на своих рабочих местах без признаков жизни». Это была самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики. Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого аппарата – тогда корабль «Союз» считался абсолютно надежным и космонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофы              старт, стыковка и расстыковка со станцией, посадка выполняются космонавтами только в аварийных скафандрах.

         Полет корабля «Союз-12» состоялся только через два года. На его борту было только два космонавта. Полет продолжался  всего два дня. В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из космоса. В том же году экипаж «Союз-13» продолжил астрофизические и биологические эксперименты, начатые на станции «Салют».

         В 1974 году возобновились исследования в области орбитальных станций – через 3 года после «Салюта» на орбиту была выведена станция «Салют-3». Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался «Союз-14» с космонавтами П.Р. Поповичем и Ю.П. Артюхиным на борту. Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико-биологические эксперименты, и съемку поверхности Земли в различных диапазонах длин волн.

         Станция «Салют-3» внешне  почти не отличалась от «Салюта», но мела принципиальные отличия во внутреннем устройстве: в «Салюте» был один большой рабочий отсек, в котором космонавты проводили научные исследования, а также  ели, спали и занимались физкультурой. На «Салюте-3» было сделано целых четыре отсека, соединенных коридором. Такая схема, видимо, оказалась неудачной из-за малого объема каждого отсека, и к ней впоследствии не возвращались. Солнечные батареи «Салюта-3», имели возможность ориентироваться на солнце самостоятельно, без поворота всего комплекса. Это впоследствии также сочли излишним, но, учитывая последние события на станции «Мир», к этой идее возможно ещё вернуться.

         Полет «Союза-15» проходил как-то странно – корабль осуществил сближение со станцией «Салют-3», но не состыковался с ней. Посадка через двое суток полета была произведена (впервые) ночью. По официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные ситуации, однако, возможно, в полете действительно возникли проблемы, заставившие космонавтов срочно садиться, о чем ТАСС  скромно умолчал.

         Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны были ответить на главный вопрос, от которого тогда зависело все дальнейшее развитие космонавтики – как долго может находиться человек в космосе без вреда для себя, и какие могут быть последствия долгого пребывания в невесомости. Различные медико-биологические эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух пилотируемых станциях, продолжились они на «Салюте-4», запущенном в конце 1974 года.

         Первая экспедиция на «Салют-4» состоялась в начале 1975 года. Экипаж «Союза-17» в составе А.А. Губарева и Г.М. Гречко провел в космосе более 29 суток, установив, таким образом, новый рекорд. В ходе полета изучалось воздействие невесомости на организм человека. Космонавты испытывали специальные «нагрузочные» костюмы, не дающие ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр, позволяющий «держать в форме» сердечно-сосудистую систему. Помимо этого изучались рост и развитие в невесомости простейших организмов, многострадальных дрозофил, лягушек и гороха. С борта станции были проведены также исследования вселенной в рентгеновском и инфракрасном диапазонах, невозможные с земли, исследования солнца с помощью специального телескопа  и спектрометров, а также зондирование верхних слоев атмосферы.

         В том же году на станции побывал второй экипаж П.И. Климук и В.И. Севастьянов, прилетевшие на корабле «Союз-18». Их полет был фантастическим (по тем временам) по длительности – 63 дня. Во время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты, так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана, а также астрофические исследования. О достижениях нашей космической медицины красноречиво говорит тот факт, что уже на следующий день после полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда как за 5 лет до этого возвращение на землю после 18 суточного полета Севастьянов и Николаев перенесли очень тяжело, и ни о каких пресс-конференциях не могло быть речи). Космическая медицина до сего дня остается одной из передовых областей науки, в которой наша страна «впереди планеты всей».

         Последней станцией первого поколения стала «Салют-5», запущенная в июне 1976 года. На эту станцию были совершены две экспедиции: 49 суточная – Б.В. Волынов и В.М. Жолобов (Союз-21) и 17 суточная – В.В. Горбатко и Ю.Н. Глазков (Союз-24». В ходе этих экспедиций были продолжены биологические, астро- и геофизические исследования, начатые в предыдущих экспедициях. Экипаж «Союза-24» провел также большую работу по съемке из космоса поверхности земли

(одно из наиболее  «доходных» практических применений космонавтики в наше время) и эксперименты по выращиванию кристаллов в невесомости (сулящее большие доходы). На станции «Салют-5» впервые была применена гироскопическая система управления ориентации станции.

         На этом полеты станций первого поколения были завершены. Свою основную задачу экспедиции на них выполнили – доказали, что человек без ущерба для здоровья может длительное время находиться в космосе. В сентябре 1977 года на орбиту была выведена орбитальная станция нового поколения – «Салют-6». У неё было два стыковочных узла, что позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции посещения, а также пристыковывать к станции транспортные корабли. Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим – порядка нескольких лет (станции первого поколения летали максимум год).

         На станции «Салют-6» с 1977 по 1981 гг. было совершено 5 основных экспедиций, продолжительностью 96, 139, 174, 185 (полгода), 74 суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу «Союза-35» (Л.И. Попов, В.В. Рюмин). Помимо этого к станции более десяти раз причаливал транспортный беспилотный корабль «Прогресс», созданный на базе «Союза»  и 11 кораблей экспедиций посещения (продолжительностью от 3 до 12 суток). В том числе были осуществлены полеты по программе «Интеркосмос» космонавтов из Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы. В ходе экспедиций на «Салют-6» впервые на орбите был собран комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух кораблей,   пилотируемый четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в новом скафандре «Орлан», перестыковка кораблей с одного узла на другой. Прибывшие на  «Союзе-32» В.А. Ляхов и В.В. Рюмин после почти полугодового пребывания в космосе возвратились на другом корабле – «Союзе-34», прибывшем с Земли в автоматическом режиме. В ходе полета советско-болгарского экипажа (Н.Н. Рукавишников, Г. Иванов) стыковку со станцией выполнить не удалось из-за отказа главного двигателя корабля. Космонавтам, однако, удалось благополучно сесть, используя двигатель, чем ещё раз подтвердилась высокая надежность корабля «Союз». Из научных экспериментов следует отметить работу первого космического радиотелескопа КРТ-10, доставленного на станцию «Прогрессом-7». Использование космических радиотелескопов сулит астрономам много открытий, но до сих пор эти исследования ведутся не очень активно: из крупных  инструментов мне известен  помимо КРТ- 10 лишь спутник «Астрон» (работавший в 80-ых гг.)

         В декабре 1979 года на орбиту был запущен новый корабль «Союз-Т» - модификация «Союза», предназначенная для доставки на орбиту трех человек (в скафандрах). Первый полет был беспилотным. Может показаться странным, что в то время как американцы работали над гораздо более совершенным «Спейс Шаттлом» мы предпочли усовершенствовать морально устаревший корабль («Союз» был сделан ещё при Королеве). Но резоны для этого были: во-первых, несмотря на одноразовость, эксплуатация «Союзов» обходится не так уж дорого – ведь корабль-то небольшой, во-вторых, «Союз» показал себя довольно надежным средством доставки – после катастрофы «Союза-11 все экипажи благополучно достигали родной планеты. Действительно, система «Союз» является, пожалуй, самой безопасной из когда-либо созданных пилотируемых систем – это показал его двадцатипятилетний опыт «безаварийной» эксплуатации, недаром, в качестве аварийного спасательного средства для новой станции «Альфа» предусмотрен именно «Союз-ТМ».

         «Союз-Т» успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией. «Союз-12» (Ю.В. Малышев, В.В. Аксенов) был испытан уже в пилотируемом варианте (правда, двухместном). Корабль благополучно состыковался со станцией, экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной экспедиции, а затем вернулся на землю. Экипаж следующего «Союза-ТМ» (Л.Д. Кизим, О.Г. Макаров, Г.М. Стрекалов) впервые выполнили ремонтные работы в космосе, позволившие продлить срок работы станции и провести на ней ещё одну длительную экспедицию.

         В 1982 году  была запущена станция «Салют-7», аналогичная по конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4 длительные экспедиции (211, 150, 236, 168 суток – полугодовые полеты уже стали нормой), и 5 экспедиций посещения, в том числе советско-французская. В 1985 году станция потеряла ориентацию на солнце, и её аккумуляторы полностью разрядились, но В. Джанибеков и В. Савиных, причалившим к станции на «Союзе» удалось полностью реанимировать комплекс – эта операция по вводу в строй практически полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет аналогов.

         В 1986 году на орбиту был выведен боевой блок станции нового поколения – «Мир», менее чем через месяц к нему причалил корабль «Союз-Т15» (Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев). После нескольких месяцев работы на «Мире» космонавты совершили  межорбитальный перелет и причалили к «Салюту-7», где продолжили исследования, незавершенные из-за болезни командира предыдущего экипажа,         после чего возвратились на «Мир».  После этого «Салют-7» был законсервирован, и переведен на более высокую орбиту, на которой должен был находиться до 2000 года, однако вследствие увеличения активности Солнца воздух в верхних слоях атмосферы поднялся выше и стал тормозить движение станции сильнее, чем предполагалось, вследствие чего уже в 1992 году станция упала на Землю в районе Анд (причем она не  полностью  разрушилась в атмосфере и её обломок был найден в нескольких десятках километрах от Буйнос-Айреса).

         В 1986 году началась сборка и эксплуатация комплекса «мир», но эта история ещё не закончилась, поэтому я позволю себе на этом остановиться и подвести кое-какие итоги.